Специалисты утром в пятницу выполнили работы по отрыву носовой части затонувшего теплохода «Булгария» ото дна, сообщил официальный представитель оперативного штаба по проведению операции Тимур Хикматов. Ранее стало известно, что удалось на шесть метров поднять кормовую часть судна. Хикматов объяснил, что водолазы приподнимают и опускают носовую часть «Булгарии», чтобы прилипшая глина не затруднила полный подъем теплохода. Во второй половине дня появилась информация: антенна, мачта и капитанская рубка судна показались над водой.
Между тем следователи предъявили обвинение главе компании-субарендатора затонувшего теплохода Светлане Инякиной и старшему эксперту камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову. На прошлой неделе Вахитовский районный суд Казани арестовал Инякину и Ивашова на два месяца. Они подозреваются в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц.
В пятницу появилась информация, что по делу о крушении теплохода «Булгария» привлечены к ответственности должностные лица ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» (КРП). Как сообщили в транспортной прокуратуре Перми, дело в отношении работников компании, которой принадлежал затонувший теплоход, возбуждено по ст.201 Уголовного кодекса РФ (злоупотребление полномочиями директора коммерческой организации). По данным следствия, собственники судна нарушили действующее законодательство при сдаче теплохода в аренду.
За первый квартал 2011 года КРП сдало в аренду ООО «Бриз» теплоходы «Х.Разумовский», «Ф.И.Панферов», «А.Фадеев», «П.Бажов» и «Ф.Жолио-Кюри» с годовой суммой аренды по каждому судну 3,125 млн руб. Договор аренды «Булгарии» был заключен в апреле этого года. Однако члены совета директоров КРП, представляющие интересы государства, не были уведомлены об этой сделке. Причиной для возбуждения уголовного дела стало то, что государство, имеющее 32% акций пароходства, не получало дивиденды от сдачи судна в аренду.
Позже в отчетности пароходства судно так и не появилось. Хотя уже после катастрофы на Волге задним числом было подписано решение совета директоров, одобряющее сдачу «Булгарии» в аренду ООО «Бриз» (которое, в свою очередь сдало его в субаренду казанскому «Аргоречтуру»). Характерно, что гендиректором КРП и ООО «Бриз» является одно и то же лицо – Валерий Незнакин, сообщает «Коммерсантъ». В правоохранительных органах говорят, что, уголовное дело о злоупотреблении полномочиями в КРП может стать далеко не единственным.
О конкретных технических причинах крушения можно будет судить только после того, как «Булгарию» поднимут и обследуют специалисты. Хотя о том, что судно давно находилось в плачевном состоянии, после трагедии писалось неоднократно. Известно же о многочисленных проблемах «старой калоши» было в течение нескольких лет: и тем, кто работал на судне, и пассажирам, ходившим на нем в круизы. И несомненно хозяевам, судовладельцам, а также проверяющим органам.
О том, почему даже после многочисленных ЧП никаких мер принято не было, можно судить, например, по интервью, которое «опытный капитан, попросивший не называть свою фамилию», дал газете «Московский комсомолец». Он говорит о фактах одновременно вопиющих и обычных для наших реалий.
Так, по его словам, большинство судовладельцев, фрахтующих суда ради коммерческой выгоды, никогда бы ее не извлекли, если бы строго следовали законам. Хотя бы потому, что Российский речной регистр во главу угла тоже поставил заработок, а не контроль безопасности судов. Каждая проверка, каждая операция стоит денег, причем расценки повышаются ежегодно.
Капитан приводит абсурдные примеры: скажем, новый спасательный круг стоит 600 рублей, а чтобы «проверить его на соответствие», нужно заплатить 400. В такой ситуации проще и выгоднее «дать на лапу» конкретному инспектору или даже договориться с ним «по дружбе». Тем более, как подчеркивается, многие из инспекторов сами бывшие капитаны, и в этом узком кругу действует система круговой поруки. К тому же инспекторов мало (вероятно, и на них экономят), так что они физически не имеют возможности проверять все суда как положено.
Если бы «Булгария» действительно проходила ежегодное освидетельствование, то ее в таком состоянии просто не выпустили бы в плавание, считает анонимный капитан. А значит, трагедии бы не произошло.
Понятно, что разорвать этот порочный круг, не меняя самой системы и подходов, просто невозможно. Ибо иначе судовладельцы, капитаны, инспектора действовать не могут: для этого нужны иные приоритеты, другие суда, другие инспектора, другая степень ответственности и квалификации. Но ничего этого нет и не предвидится, если во главу угла поставлены прибыль и выгода собственника, а не производство (тех же речных судов) и безопасность.
Практически нет сомнений, что через какое-то время задержанные в ходе авральных проверок суда вновь выйдут в рейсы (в противном случае речная пассажирская навигация просто станет), судовладельцы по-прежнему будут извлекать прибыль, инспекторы – давать разрешения, капитаны – подчиняться хозяевам, чтобы не остаться без работы. А значит, новые катастрофы практически неизбежны…
Тем временем следственный комитет уточнил данные о пассажирах и экипаже «Булгарии». По последней информации, на ее борту находился 201 человек. 114, среди которых 28 детей, 66 женщин и 20 мужчин, погибли. Восемь человек по-прежнему числятся пропавшими без вести. Поиски их тел продолжаются.
Е. ЮРЬЕВА.