НЫНЕШНЮЮ предвыборную кампанию «партия власти» все больше превращает в цирк, наш национальный лидер, который заряжает «Единую Россию» на очередную победу, на виду у всей страны совершает подвиги. Ныряет на дно Таманского залива и тут же поднимает античные амфоры. Злые языки, блогеры, говорят, что это подстава, нельзя достать амфоры, пролежавшие полторы тысячи лет, очищенные от тины и ракушек. Пускай говорят, а вот Путин это сделал. Нырнул на десяток минут, нашел музейную редкость, очистил ее под водой от вековых наростов и вынырнул перед телекамерами. Что только не сделаешь, чтобы подчинить себе законодательную власть, Государственную думу, а следом идут еще президентские выборы. Нужно вынырнуть победителем с любой глубины.
Многое придумал для этого наш национальный лидер. Например, создал Народный фронт. В списки «Единой России» для голосования могут включить не только членов партии, но и примкнувших к ним беспартийных добровольцев. Кто же эти фронтовики, кто этот народ? 117 кандидатов назвали для голосования на праймериз в Ростовской области. Из них: 42 директора предприятий; 30 различных председателей, президентов и вице-президентов, начальников цехов и различных отделов; 15 действующих депутатов Госдумы, члены Совета Федерации и сам губернатор; 3 местных депутата, работающих на освобожденной основе. Остальные 27 мест оставили для нестроевого люда. Это учителя школ, преподаватели институтов, аспирант, спортсмен, охранник, садовод-дачник, несколько различных консультантов, представители приближенных к «Единой России» молодежных организаций из так называемого гнезда «наших», афганцы. Несмотря на то, что основные профсоюзы ФНПР тоже в этой обойме, в списке всего один представитель рабочего класса – Александр Каминский, бригадир проходчиков с «Донугля».
Конечно, из этого списка в депутаты пройдут человек десять, уж точно не попадут в депутатскую десятку охранник, дачник – их присоединили просто для изображения народности. Весь этот список является срезом общества, на которое ориентируется «партия власти», и сам Путин. Трудно бороться шахтеру Каминскому за счастливую жизнь с 42 директорами и 30 другими начальниками, которые думают не о социальном государстве, а о своем бизнесе. Ищут, где урвать, что продать, как поживиться, в том числе и за счет простого работника, недоплатив ему за труд. Эта партия объединила коммерсантов и чиновников. Одни нарушают законы, другие за взятки, откаты отмазывают их от наказания. Вот такой у нас получился Народный фронт. Директора с помощью мандата пытаются добиться личной неприкосновенности, расширения своих коммерческих возможностей, права сочинять законы, похожие на охранные грамоты для себя. Неудивительно, что и наемных работников они принуждают всяческими способами голосовать за свою партию-кормилицу.
НЕДАВНО Путин слетал в Магнитогорск, нажал в торжественной обстановке на красную кнопку, запустил в работу стан-2000 на металлургическом заводе. После этого отправился на встречу с рабочими. В СМИ прозвучало, что именно с рабочими, хотя таковых здесь трудно было разглядеть, только несколько человек, самых надежных и проверенных начальством. Вот что пишут на интернетовском форуме те, кого на эту встречу не допустили.
«Всех нас позакрывали, полдня просидели в мастерской, пока вся эта братия не уехала. Многих за свой счет гулять отправили. Для встречи отобрали инженеров, старших мастеров, технологов. Пять раз репетировали с этими «работягами», наметили, кто какой вопрос задаст и в какой последовательности».
Репетировали в новом цехе, поставили в несколько кругов стулья. Путина изображал человек в крутящемся кресле. Отобранных для спектакля лиц просили задавать вопросы внятно и при этом улыбаться.
Подготовились для встречи с главнокомандующим Народным фронтом хорошо, помогли Владимиру Путину в непринужденной форме выстроить рассказ о своей президентской программе. Для этого ведущий инженер комбината Дмитрий Хазиакметов как бы полюбопытствовал: «Что нужно сделать, чтобы воспитать из сына президента?» И гость стал показывать на личных примерах, что президент должен быть человеком правильным и честным. Поведал заодно аудитории, как мучили его угрызения совести после того как он «ляпнул» сгоряча, что «террористов нужно мочить в сортире». Один из друзей избавил его от душевных терзаний, передал слова случайного таксиста, который вез его домой: «Там мужик какой-то появился, правильные вещи говорит». После одобрения его действий таксистом Владимир Владимирович успокоился и стал рулить страной дальше.
Собравшиеся на это ток-шоу задавали премьеру вопросы глобальные, оторванные от проблем города, комбината. О развитии металлургии в России, о Таможенном союзе, о Киотском протоколе, о размещении автосборочных заводов в России, которые будут потреблять продукцию их комбината, о росте цен на топливо, будет ли, наконец, реализован проект строительства железной дороги до Норильска. Никто не спорил, не высказывал своего мнения, истину излагал только премьер.
НЕКОМУ было сказать в этой компании о трудовых отношениях на комбинате, а здесь много неприятного, несправедливого. Об этом пожаловались недавно уполномоченному по правам человека Челябинской области Алексею Севастьянову представители свободного профсоюза «Защита». Вот она, без всяких прикрас, сермяжная правда.
Начальник цеха получает примерно 500 тысяч рублей, рядовой сталевар – где-то 30 тысяч. Это на основном производстве, на котором работают 20 тысяч человек. На дочерних предприятиях, которые обслуживают основное производство, еще 40 тысяч работников (слесари, электрики, кузнецы, токари). Дышат тем же отравленным воздухом, ощущают ту же вибрацию, а получают наполовину меньше сталеваров, примерно 15 тысяч. Экономят на рабочих, а между прочим хозяину комбината Рашникову хватает денег на строительство металлургического завода в Турции стоимостью 2,1 миллиарда долларов.
Не все в порядке на комбинате и с охраной труда. Если человек получил производственную травму, его убеждают списать все на бытовой случай, иначе жди репрессий. В некоторых случаях нарушать технику безопасности заставляют сами мастера, если откажешься, грозят увольнением. Люди должны быть на рабочем месте за 15 минут до начала смены, опоздал на 1 минуту – жди депремирования, а это 30–40 процентов зарплаты. Именно по заявлению этого профсоюза на ММК приехала Трудовая инспекция и насчитала 300 нарушений техники безопасности. Привлечены к ответственности 57 должностных лиц комбината.
Вот всего один из случаев: крановщица спускалась с крана, почему-то на ее пути оказался вырванный кусок проема в ограждении, женщина упала с десяти метров. Переломала все что можно. Суд оштрафовал виновного мастера за этот случай всего на три тысячи рублей.
Неудивительно, что профсоюз «Защиту» за эту правду начальство не любит, его членов увольняют, преследуют. Руководителя Андрея Романова раз за разом
задерживает полиция, отвозит в участок. В его квартире провели обыск – забрали компьютер.
Всего один человек, участвующий в разговоре с премьером, снизошел до родного города, пожаловался на отсутствие ремонта в местных больницах, большие очереди в поликлиниках, нехватку медперсонала, отсутствие лекарств и даже бинтов. Такой вопрос, очевидно, был заказан заранее, подстроен под программу модернизации здравоохранения. Путин сразу успокоил: направлено на медицину дополнительно 460 миллиардов рублей. Как там эти деньги будут расходоваться, сколько уйдет на откаты, посредникам – это уже дело десятое, главное – контрольная цифра. За последнее время Путин уже наобещал на 12,36 триллиона рублей. У него фантастические планы. Эксперты, ученые, да и вообще здравомыслящие люди сомневаются, что при выстроенной политической и экономической системе в стране эти замыслы можно осуществить, но ведь обещает…
Через десять лет войти в пятерку крупнейших экономик мира и увеличить ВВП на душу населения с 19 700 долларов до 35 000 долларов. В этом пакете и жилье для военных, переоборудование медицинских центров, восстановление фармацевтических предприятий, модернизация авиастроения. Улучшение демографии, рост продолжительности жизни, повышение рождаемости, снижение смертности, повышение зарплаты бюджетникам, учителям. Как бы вновь построенная страна. Самое затратное обещание – это дорожное строительство, на него бросают 8,4 триллиона рублей. Этот проект ученые тоже поставили под сомнение, до сих пор несколько сот километров в год считалось достижением, а тут сразу по 2 тысячи километров за такое же время.
Экономист Л.Новгородова спросила Путина: «Какие из ваших достижений наиболее значимы для вас?»
Ответ она недолго ждала: «Самый главный компонент – это, конечно, развитие производительных сил и экономики… У нас в два раза вырос объем экономики». Мы-то знаем совсем другое: плавают суда, построенные при царе Горохе, раз за разом падают старые самолеты, новых не строят, загублено сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение – дальше можно не перечислять. Живем за счет газа и нефти, вот тебе и производительные силы.
Бухгалтер Ж.Хасенова спросила о сельском хозяйстве. Тут тоже, оказывается, все в ажуре – быки и коровы лучше, чем при Советской власти. Как тогда понимать трагедию о тысячах загубленных сел, деревень?
До этого Путин побывал на форуме сельских поселений в Мордовии. Многие ждали приезда премьера, чтобы лично вручить ему жалобы, просьбы. Только на секунду задержался премьер около этих крестьян и сразу пошел дальше, на трибуну, а толпе помахал рукой. На этом форуме он сделал для себя открытие. Один из выступающих сказал, что собственные доходы большинства поселений не превышают 30 процентов в структуре их бюджета. «На бумаге самоуправление есть, а доходов, стимулов к развитию территорий подчас нет», – недоумевал премьер. Чего недоумевать, как же может быть иначе при вертикали власти, которую он сам выстроил? Почти все налоги уходят наверх, а чтобы что-то получить обратно, нужно на коленях вымаливать у этой вертикали. Не всякому этому удается. Из-за отсутствия средств идет закрытие школ, домов культуры, медицинских учреждений на селе. Бежит от этой разрухи молодежь, сейчас доживают здесь свой век одни старики.
ХОРОШО, что людей для беседы с Путиным на ММК тщательно отбирали, а то повторился бы конфуз, какой произошел здесь недавно. Депутаты от «Единой России» провели встречу с горожанами. Люди, слушавшие обещания и заверения, положительные отчеты о проделанной работе этих деятелей, не выдержали вранья, кинулись к сцене. Депутат Госдумы Андрей Морозов заявил, что никаких сокращений на ММК и дочерних предприятий нет и не будет. После этих слов с гневом вскочила одна из женщин и выкрикнула, что только что сократили ее мужа. Устроиться на работу не удается, как теперь жить, ведь у них двое малых детей? Одна из горожанок принесла в бутылке ржавую питьевую воду и спросила: «Как ее пить»? В ответ гробовое молчание. Зал взбунтовался, встреча в любой момент могла перерасти в самосуд над депутатами. Они стремительно покинули зал, хорошо еще милиция подстраховала.
На прощание премьер лестно отозвался о менеджерах комбината: «Доллары по карманам не тырят». Путин в Магнитогорске за последние годы, кажется, уже в шестой раз. Должен бы знать, как Рашников обобрал около 30 тысяч сталеваров. В 1992 году работники получили акции – от нескольких штук до нескольких десятков. Заводчан стали призывать спасти комбинат, отбить атаку варягов, которые хотят скупить акции в розницу. И люди понесли свои акции для доверительного управления в специально созданную фирму «Мекон». Кто делал это добровольно, а кого принуждали. Не сдашь акции – уволим. В результате заводчане своих акций больше не увидели.
Без прямого согласия владельцев их продали. Сочинили легенду, что акционеры, подписывая договор на доверительное управление акциями, подмахнули еще и разрешение на их продажу. В судах от акционеров эти распоряжения, якобы подписанные ими, тщательно скрывали. Однако несколько экземпляров все-таки удалось добыть, все подписи оказались липой. Правоохранительные органы не обращали внимания на заявления о подделке подписей, на заключения независимой экспертизы, уголовное дело так и не возбудили. Все украденные акции позже оказались в копилке у Рашникова.
Обманутые акционеры, а это в основном пожилые люди, требуют возвращения своих акций. Несколько раз объявляли голодовку, устраивали пикеты. Пришли недавно на прием к корпоративному секретарю ОАО «ММК» Валентине Хованцевой, которую ветераны считают тоже причастной к хищению акций. Требования о встрече с руководством комбината ею были отклонены. Она покинула кабинет, опечатав дверь. Обманутые ветераны заняли приемную, держались в ней полутора суток без воды, еды, без света, все туалеты были закрыты. В конце концов вместо руководства комбината к ним вместе с ФСБ нагрянула охрана комбината, штурмом взяла приемную. Более тридцати качков на семь стариков. В результате
74-летнему ветерану Анатолию Штукману сломали руку и избили, пенсионерку Соколову избили до полуобморочного состояния, пенсионерка Кирюхина отделалась гематомой на голове. У остальных – повреждения различной тяжести.
Коллектив ММК после встречи Путина с так называемыми рабочими «вступил» в Народный фронт. Вернее, записался сюда Рашников со своими приближенными. Хозяин побоялся, что власть посчитает его чужим и отдаст на растерзание рассерженным ветеранам. Наверное, этот фронт и создан для борьбы с обворованными, бедными, беззащитными людьми, которые безуспешно ищут правду в нашей стране.
Альберт СПЕРАНСКИЙ,
председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы».