В минувшее воскресенье закончилась десятая авиакосмическая выставка «Макс-2011». Для горожан и гостей столицы дождливые летние выходные превратились в настоящее представление под открытым небом. Корреспондент «Советской России» принял участие в праздничной эйфории по случаю открытия авиакосмического салона «Макс-2011».
На подступах к шоу. Военные парады и показательные выступления войск и военной техники были актуальны всегда. С одной стороны, авиакосмический салон должен демонстрировать технологический и индустриальный потенциал России, с другой – все, что он показал, так это упадок отечественного самолетостроения. Сегодня торжественную презентацию войск и военных технологий превратили в PR-акцию мировых военных и гражданских авиамонополий. На сценической площадке наши разработки выглядят неестественно и помпезно. Своеобразное военное шоу стало лишь инструментом поддержания авторитета политических лидеров.
В первую очередь стоит отметить, что атмосфера воздушного праздника была пропитана антитеррористическим духом. У станции метро «Выхино» направляющихся на авиашоу уже с утра ожидали автобусы. Кто хотел добраться до места без пробок, мог воспользоваться электропоездом. Поскольку обещанные экспрессы отменили, то электрички моментально заполнялись людьми. По приезде на станцию посетителей «Макса» ожидал жесткий контроль.
Вся местность патрулировалась силовыми ведомствами вдоль и поперек, а из небольших лесочков и кустарников под руки выводили удивленных грибников. Небо над Жуковским контролировали полицейские вертолеты. При входе на аэродром был оборудован еще один контрольно-пропускной пункт.
Первое, что обратило на себя внимание на выставке, так это бесконечно снующие по всему аэродрому сквозь ряды зрителей тонированные дорогие иномарки с надписями под лобовыми стеклами «VIP». Их безостановочное движение по пешеходным зонам обеспечивали многочисленные гаишники, которые провожали их до элитных парковочных мест.
После утренней программы пилотов-одиночек, разогревавших зрителей, на небесную сцену вышли «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России» и многие другие отечественные и зарубежные пилотажные группы. После выполнения очередного неописуемого трюка, выхода из штопора или боевого маневрирования пилоты на глазах у изумленной толпы пролетали на своих многотонных металлических птицах на малой высоте со скоростью всего в 200 км/ч!
Хотя 90% выставки уже было представлено на прошлых «Максах», это не удержало некоторых особо предприимчивых гостей от нарушений, связанных с фотографированием запрещенных объектов, не касающихся самой демонстрации. Каждый день проходящего шоу ознаменовывался задержанием подозрительных любопытствующих.
Янки в советском небе. Еще четверть века назад над этой фразой посмеялись бы. Американцы приехали к нам на шоу не с пустыми руками. Бравые ковбои привезли с собой знаменитый фронтовой штурмовик
«A-10». Этот «авиапенсионер» за 40 лет истребил тысячи людей в «недемократических» государствах, а начал свою карьеру во Вьетнаме. Особый интерес представил транспортный самолет времен холодной войны «С-5 Galaxy». Самолет может открыть не только задние двери грузового отсека, но и запрокинуть вверх кабину, что значительно сокращает время на погрузку. Его шасси складываются, и самолет «присаживается» на брюхо, чтобы его было удобнее загружать.
Когда-то наши отцы смотрели на эти самолеты с экранов радаров или через прицел, сегодня русские девушки сбежались фотографироваться в объятиях американских экипажей. Из толпы то и дело вылетали характерные для постсоветских времен фразы: «Пойдем сфоткаемся с америкосами!» К сожалению, наибольшее скопление людей было именно у американских самолетов.
Не смогли переманить зрителей, казалось бы, специально расположенные рядом советские стратегические ракетоносцы «Николай Кузнецов» и «Самара», а также радиолокационный «А-50». Они не так популярны по сравнению с их американскими «коллегами». Где-то вдалеке через взлетное поле тягач протащил труп первого в мире гражданского сверхзвукового лайнера «Ту-144», проект которого, как и проект челнока «Бурана», тоже присутствующего здесь, на выставке, был погребен под обломками горбачёвской перестройки. «Буран» был доставлен на «Макс» из Химок, после чего экспонат должны были «привести в надлежащий вид». Однако на деле вся «реставрация» ограничилась скупой, не соответствующей проекту, перекраской гнилого фюзеляжа, а часть челнока, недоступная для зрительского взгляда, вообще осталась в разрушенном виде.
Бесцельные фуршеты и бессмысленные контракты. Огромные денежные потоки обращаются на таких бизнес-площадках, сумма контрактов, заключенных во время Международного авиакосмического салона «Макс-2011», превысила 10 млрд долларов. Казалось бы, это несет в себе спасительную финансовую инъекцию для впавшего в кому отечественного самолетостроения. Но уже на второй день после открытия, 17 августа, было заявлено о провале переговоров между Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и министерством обороны.
Причиной отсрочки двух крупных контрактов послужила неприемлемая ценовая позиция военного ведомства. Сердюков заявил, что контракты не будут подписываться с теми, кто не мог обосновать затраты на производство техники, а представители ОАК считают ценовые требования ведомства по строительству и модернизации военной техники абсурдными. При этом стало известно, что подобная политика минобороны действует даже по отношению к производителям стратегических ракет.
В итоге два контракта на сумму 3 млрд долларов вроде как «отложены на ближайшее время». Российские вооруженные силы не получат в свое распоряжение 60 учебно-боевых самолетов «ЯК-130» для ВВС, а палубная авиация единственного тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» не будет доукомплектована 24 модернизированными корабельными истребителями «МиГ-29/КУБ». Торможение в развитии военного комплекса в последние десятилетия определенно связано с ценовыми войнами между силовиками и оборонной промышленностью, порожденными приходом рыночных отношений.
«Т-50» made in India.Развернувшаяся праздничная истерия в отечественных СМИ, касающаяся отечественного самолета «Т-50», провалилась после того как в последний день выставки во время взлета «гвоздь программы» поломался.
Российский пропиаренный «Т-50», разработки которого велись в советские годы, все еще находится в стадии летных испытаний. РФ не в состоянии удовлетворить советские военные аппетиты, поэтому нам немало помогла в создании модернизированного истребителя Индия. Только по официальным данным, доля индийских ученых и инженеров в проекте составляет не менее 25%. Они проектировали бортовые дисплеи и другую электронику самолета.
Такие машины государство должно создавать самостоятельно, в режиме чрезвычайной секретности. Политики могут оправдать сотрудничество с иностранными производителями в плане совместного проектирования гражданских судов, как в случае с «Сухим» и прочими прототипами. Считается, что импортные детали лишь повысят конкурентоспособность нашумевшего «Сухой-Суперджет-100». Однако случай с секретным проектом суперистребителя «Т-50» наводит на мысль о целенаправленном разбазаривании наших идей. Этот самолет – советский проект и должен служить своему народу.
В начале 80-х руководства противостоящих Союза и Штатов пришли к выводу о необходимости создания самолета пятого поколения. Спустя десятилетия, в 2005 году, первые новые машины были приняты на вооружение в США, а к апрелю 2011 года был произведен 181 самолет F-22 «Раптор» и еще несколько модернизированных моделей находятся в стадии разработки. На данный момент созданием «машины будущего» занимаются с 2004 года в Японии «Мицубиси ATD-X Синсин» (Душа) и с 2002 в Китае «Ченду J-20» (Черный Орел). Оба прототипа уже поднимались в воздух и показали впечатляющие результаты. Все эти «летающие роботы» отвечают требованиям к истребителям пятого поколения и обеспечивают паритет и превосходство возможных стратегических противников России. А тем временем российское руководство пообещало Индии в ближайшие годы продать до 300 самолетов-истребителей пятого поколения совместного российско-индийского производства.
Самолеты пятого поколения кардинально отличаются от своих предшественников не только летными характеристиками: способностью переходить в сверхзвук без использования форсажа и сверхманевренностью. Технология «Стелс», способность быть невидимым в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, на этих машинах существенно отличается от прошлых моделей, а возможности ракетного вооружения поистине впечатляют. Появление высокоманевренных всеракурсных ракет, нашлемных систем целеуказания и новых головок самонаведения позволило практически отказаться от ближнего боя с противником. Военные летчики на выставке охарактеризовали принцип действия «Т-50» довольно ярко: «Первым увидел — первым сбил». Жаль только, что он не летает.
Самолеты без аэродромов. Фурором назвали в российских СМИ договоренность «Аэрофлота» и «Трансаэро» с «Airbus» по поставке в Россию новых дальнемагистральных самолетов. «Трансаэро» заключила сделку на сумму более 700 млн долларов, а «Аэрофлот» рассматривает возможность приобретения пяти A380 после 2015 года. На самом же деле крупнейший российский перевозчик подписал с «Airbus» меморандум о создании рабочей группы по проработке перспектив и условий поставки самолетов, а «Трансаэро» подписала меморандум о намерениях. Т.е. формально эти «филькины грамоты» о «намерениях» не имеют никакой юридической силы.
Именно поэтому руководство «Аэрофлота» не уточняет, где компания собирается эксплуатировать эти махины. «Airbus А380» является крупнейшим в мире пассажирским авиалайнером. 280-тонный гигант производит эффект «летающего здания»: единственное чего в нем нет, так это лифта и бассейна.
Двухпалубный исполин A380 в некоторых модификациях может принять на борт до 850 человек. Высота суперлайнера – пятиэтажный дом, размах крыла – футбольное поле. Этот монстр может совершить беспосадочный перелет на 15 тысяч километров. Всего в мире на данный момент в строю находится 50 таких машин, и пока не нашлось ни одной западной компании, готовой направить их на российские маршруты.
Объясняется это не только недостаточным пассажиропотоком на нашем направлении. Оказывается, что даже аэропорт Шереметьево не в состоянии принять самолеты такого размера. В огромной России Аэробус такого класса сможет приземлиться лишь в Домодедово и новосибирском Толмачёво.
Американский «Boeing 787 Dreamliner» также наделал много шума на «Максе». Это абсолютно новый самолет компании «Боинг», который на 50% состоит из композитных материалов. В нем воплощено в жизнь огромное количество новых технологий, в том числе и российских. Являясь основным конкурентом Аэробуса, янки вовсю используют весь интеллектуальный потенциал разваленной советской индустрии. В отличие от европейцев, которые предпочитают не упоминать о вкладе русских в строительство гиганта A-380, американцы увлеченно рассказывали на показе о том, что именно в России разрабатывалась носовая часть «Лайнера мечты», отдельные блоки фюзеляжа, крылья, пилоны двигателей и шасси.
«Аэрофлот» подписал с «Боингом» контракты на поставки этих машин. Позже стало известно, что «Боинг» сделал российскому покупателю нехарактерную для такого бизнеса скидку почти в 50 процентов. Некоторые эксперты полагают, что американская корпорация опасается штрафов со стороны «Аэрофлота» за задержку поставок «787». Уже более двух лет российский авиаперевозчик никак не может получить оплаченные самолеты.
В то же время оборонные предприятия России подписывают сделки с теми же авиамонополиями. «ВСМПО-ависмой», входящая в «Ростехнологии», до 2020 года обязалась поставлять титановые штамповки для основных опор шасси самолета A350-1000, а в 2011–2015 годах это предприятие будет снабжать производителей двигателей Rolls-Royce полуфабрикатами и запчастями. К созданию А380 причастна и российская наука, наши специалисты участвовали в разработке технической документации и некоторых деталей А380. Некогда знаменитое советское самолетостроение работает над разработкой стоек шасси, теплообменников и систем кондиционирования для Аэробусов и «Боингов».
Русские идеи в зарубежных лайнерах, а зарубежные лайнеры в русском небе. Разрекламированный современный «Сухой-Суперджет-100», российский полуфабрикат, неприкрыто демонстрирующий силу лобби в российском правительстве западной крупной буржуазии, активно распродается. «Сухим» планируют заменить на российских внутренних линиях устаревшие «Ту-154». За время выставки были заключены «твердые контракты» на поставку около 200 лайнеров, в том числе и за рубеж. Конструкторы кб «Туполева» 10 лет просили правительство не торопиться с программой внедрения «Суперджетов» на российских внутренних маршрутах. Инженеры акцентировали внимание на новом «Ту-334», в котором доля импортных комплектующих не более 5 процентов, что выгодно для российского самолетостроения.
В «Суперджет-100» только планер, сборка и конструкция полностью российского производства, а основные детали, в том числе французские двигатели, немецкая система управления, а также большинство прочих элементов поставляли свыше десятка иностранных участников проекта. Очевидно, что такие правила выгодны не для России, производящей начинку для запчастей на экспорт, а для иностранных монополий, поставляющих к нам импортные комплектующие с российскими деталями внутри. Российский авиапром деградировал, а страна превратилась в цех по производству винтиков и шпунтиков.
На официальном сайте «Аэрофлота» заявлено, что в период до 2020 года компанией планируется приобрести 126 современных воздушных судов российского производства, почти 40 из них приходится на полуимпортные «Суперджеты». Также состоялась крупная сделка по продаже 50 отечественных МС-21. Первый полет запланирован лишь на 2014 год, а не существующие российские самолеты уже продали на сумму около $3 млрд.
Сотни тысяч людей приезжают в Москву, чтобы увидеть достижения отечественной и зарубежной авиаиндустрии. Но если зарубежным коллегам есть что показать общественности, то российские авиастроители демонстрировали продукцию, собранную в большинстве случаев при сотрудничестве с иностранными компаниями. Конечно, глобализация вносит свои коррективы, но державе, чьи географические просторы требуют абсолютную независимость в вопросах авиастроения, не придают авторитета иностранные заимствования.
Роман АКОЛЬЗИН.