Вновь обострился ракетно-бомбовый диалог на израильско-палестинской границе
В выходные на израильские города Ашкелон, Беэр-Шева и Офаким обрушилось около полусотни палестинских ракет, запущенных из сектора Газа. Неформальное перемирие между Израилем и хамасом, соблюдавшееся более 2,5 года, прекратило свое существование. Об этом палестинская группировка официально объявила в минувшую субботу. «Перемирия с врагом больше нет»,– говорится в заявлении руководства хамаса.
Обстановка в регионе резко обострилась после того как в четверг израильские вертолеты уничтожили семь террористов, которые совершили три теракта: обстреляли 2 пассажирских автобуса и легковой автомобиль неподалеку от курортного города Эйлат. Тогда 8 израильтян погибли, 39 были ранены. В перестрелке по ошибке были убиты несколько египетских полицейских. В связи со случившимся власти Израиля принесли извинения египетской стороне. Однако власти Египта назвали недостаточными извинения. В Каире у израильского посольства прошли акции протеста. Демонстранты сожгли флаг Израиля.
После нападений хамаса Израиль провел ряд воздушных ударов по объектам в секторе Газе, в результате чего погибли по меньшей мере 15 палестинцев.
Согласно публикациям в СМИ, ранее представители действующих в секторе Газы палестинских группировок согласились на прекращение огня с Израилем, которое должно было вступить в силу в воскресенье в 21:00. Однако поздно вечером палестинцы выпустили по населенным пунктам Израиля еще 7 ракет. А 22 августа утром жители Ашкелона были подняты воздушной тревогой. По городу выпущен залп катюш типа «Град». Сообщается об одном прямом попадании в здание, пострадавших нет.
Руководство хамаса в Газе и пресс-служба ФАТХа заявили в интервью информационным агентствам, что «атака израильских ВВС на сектор Газа является попыткой правительства Израиля отвлечь общество от внутренних социальных проблем страны, а также разрушить процесс примирения ФАТХа и хамаса». Как СМИ, так и многих израильтян в последние дни волнует вопрос: прекратят ли жители палаточных лагерей Израиля акции протеста в связи с событиями на юге? Нет, «палаточники» не намерены уходить с улиц, они стоят на своем. После событий на юге Израиля палаточные городки заполнили огромные плакаты с лозунгом: «Биби, ты ответственен за социальное обеспечение, медицину и образование, а не только за безопасность!»
А между тем в самом Израиле массы требуют социальной справедливости
В Израиле с середины июля этого года продолжаются массовые протесты. Демонстранты требуют экономических реформ от кабинета Нетаньяху, выражая недовольство чересчур высокой стоимостью жизни, социальным неравенством и безработицей. Кроме того, манифестанты считают необходимым сделать более доступным медицинское обслуживание и образование. Главными виновниками сложившейся в стране ситуации участники акций протеста считают премьер-министра страны Биньямина Нетаньяху и министра финансов Юваля Штайница.
Акции начались в результате действия группы протеста, организованной через социальную сеть, которая вывела в июле сотни протестующих в центр Тель-Авива на бульвар Ротшильд, где они разбили палаточный лагерь. Подобные действия привлекли внимание общественности и акция начала набирать обороты. К протестам присоединялись люди разных возрастов, общественные и студенческие движения, а также ортодоксально-религиозное население и арабские граждане Израиля. Всех их объединяло сознание того, что в Израиле слишком дорогостоящее жилье и высокие расходы на проживание.
Вскоре после этого протесты распространились и на многие другие города Израиля. Тысячи граждан установили палатки на центральных улицах израильских городов. Бунтовщики устраивали демонстрации и митинги, сопровождавшиеся нарушением дорожного движения. Организовывали массовые марши, которые начинались от палаточных лагерей и двигались к официальной резиденции премьер-министра Нетаньяху и правительственным зданиям. В Иерусалиме в основном студенты и общественные деятели прошли к одной из частных квартир премьер-министра и объявили, что «они выставляют ее на продажу», так как она не используется.
Все действия «несогласных» контролировала полиция. Она разгоняла демонстрантов, создавала блок-посты на пути митингующих, однако народ на действия полицейских не отвечал. Наоборот люди выкрикивали лозунги в сторону блюстителей порядка, объясняя, что они так же на свою зарплату не могут позволить себе нормальное жилье.
В конце июля премьер-министр Биньямин Нетаньяху объявил о новых жилищных программах, направленных на устранение нехватки жилья в Израиле и на поддержку студентов. Однако протестующие не приняли всерьез его план, поскольку он не отвечал их требованиям. Нетаньяху пытается «убрать палатки, а не строить дома», – прокомментировал председатель оппозиции Ципи Ливни, лидер партии Кадима, – «он не понимает, что проблема не техническая, а фундаментальная. Средний класс должен быть освобожден от бремени, поэтому национальная политика должна быть изменена».
Дух начавшихся в середине июля акций протеста против жилищной политики охватил и другие группы населения, недовольные социальным обеспечением государства. Тысячи израильских родителей приняли участие в «марше колясок» по Израилю, протестуя против высокой стоимости нужд, необходимых для воспитания ребенка. В частности, демонстранты выступали против преувеличенных денежных сборов в детских садах, высоких цен на основные продукты питания для младенцев и детей.
Несколько сотен пожилых израильтян с плакатами «Хватит издеваться над пенсионерами!» устроили демонстрацию около правительственного комплекса в Тель-Авиве. Участники акции призывали снизить цены на лекарства, отменить налог на добавочную стоимость основных продуктов и товаров первой необходимости, не допустить сокращения пенсионных пособий.
Таксисты выступали против повышения цен на солярку, которая подорожала, в отличие от бензина. Учителя протестовали против плана приватизации школ. 11 августа молодые врачи-интерны не принимали пациентов в поликлиниках и отказались проводить операции в медицинских учреждениях, объявив забастовку из-за каторжной многочасовой работы и грошовой заработной платы.
Авнер Харири, которого полиция считает убийцей №1 в криминальном мире Израиля, вышел на связь с одним из лидеров студенчества и выразил поддержку акциям протестов от имени заключенных. В ходе беседы была достигнута договоренность о том, что заключенные составят список своих требований и передадут его руководству движения протеста.
6 августа в Израиле в массовых демонстрациях приняло участие более 300 тысяч человек, большинство из которых вышли на улицы Тель-Авива. Это стало венцом трехнедельных акций протеста, начавшихся на бульваре Ротшильд. Снижение налогов, цен на жилье и обеспечение минимума социальных нужд, главное, чего требуют от правительства участники протеста, – «социальной справедливости для каждого». 13 августа под лозунгом «Периферия тоже может» были организованы демонстрации в тринадцати периферийных городах Израиля: Хайфа, Беер-Шева, Афула, Эйлат и другие. В общей сложности собралось около 10 тысяч участников.
По мнению главы правительства, требования демонстрантов не «справедливые», а «популистские». В правительстве заявляют, удовлетворение всех требований обойдется в десятки миллиардов шекелей, так что и пытаться не стоит. Однако глава кабинета министров Биньямин Нетаньяху в августе назначил комитет с целью выявить и предложить решения израильских социально-экономических проблем. Целью комитета являются консультации с «разными группами и секторами общества» и последующее предоставление предложений социально-экономическому кабинету в правительстве Израиля. Так же он отдал распоряжение о создании специальной комиссии, в задачу которой входит разработка планов реформ.
На данный момент меры, которые предпринимают власти Израиля, организаторов протеста не удовлетворяют. Они заявляют, что если правительство не пойдет на разумные и справедливые предложения, 3 сентября 2011 года они организуют самую массовую акцию протеста. Провести ее планируют в 50 городах страны, которая в общей сложности соберет не менее миллиона протестующих.
Происходящие события в Израиле сначала называли «творожковой революцией». Считалось, что поводом к началу протеста послужила резко подскочившая стоимость популярного зерненного творога «cottage cheese». Именно творог является основным продуктом питания в Израиле, который каждая среднестатистическая семья должна иметь возможность купить. Цена на этот творог в июле увеличилась практически в два раза, чем страшно недовольно было израильское население. Возможно, это и явилось причиной бунта. Но так или иначе, цены на продукты питания, в частности молочные, в Израиле в последние годы растут с астрономической скоростью. «Человек оставляет в супермаркете в 3–4 раза больше денег, чем среднестатистический немец или француз. Это ненормальная ситуация», – утверждает Михаил Филиппов, социолог из Института Демократии в Иерусалиме.
В Израиле в 1,5–2 раза за последние два года возросли цены на покупку квартиры. Например, квартира в Тель-Авиве стоит 400 000 долларов (11,5 миллиона(!) российских рублей). Коренным образом изменились и условия покупки, которые абсолютно стали невыгодными для покупателей. Возможность снять квартиру также невысока, так как правительство не контролирует арендную плату. Арендаторы предлагают жилье со значительно завышенной стоимостью. Среднему классу все эти расходы на жилье и питание просто не по карману, так как заработные платы не пропорциональны ценам на эти жизненно необходимые блага. Многие, особенно студенты и молодые специалисты, не в состоянии платить за жилье, рискуя оказаться на улице. Средний класс стремительно беднеет. «То, что происходит за последние 15 лет, правительство Израиля, всевозможные правительства, все, которые были, сняли с себя ответственность за создание доступного жилья, за построение социального жилья, за выделение государственных земель под жилье, что необходимо для того, чтобы строить доступное жилье», – говорит психолог Эстер Рапопорт, активист протестного движения.
Все материальное положение населения Израиля осложняется еще и очень высокими налогами при очень низкой заработной плате. Народ считает, что налоги не в полной мере возвращаются к ним, уходят в никуда. Отсутствие социальных услуг, малая доля субсидированных детских садов и очень дорогое образование – все это заставило израильское население потребовать от правительства пересмотра приоритетов налогообложения граждан, а так же их преимущественное возвращение.
Активисты протестного движения утверждают, что значительное влияние на них оказали события, которые происходили в Египте, – народ был против низкого уровня жизни и требовал проведения экономических реформ в стране. Израильские протестующие хотят того же. Даже на некоторых плакатах, с которыми они выходят на демонстрации, зачастую используют речевки, напоминая о египетских событиях: «Цены очень высоки, мы будем бороться, как в Египте». Однако организаторы протестов уверяют, что в их стране изменения в лучшую сторону произойдут мирным путем. Поскольку, в отличие от Египта, в Израиле демократическое общество, в котором народный протест может повлиять на правительство ненасильственным способом. Михаил Филиппов уверен: «Наш премьер-министр чувствует себя неуверенно, он начинает создавать комиссии, он понимает, что перегнул палку. Он понимает прекрасно, что средний класс – это сердце страны, как и любой страны. На среднем классе держится экономика».
Виктория СМИРНОВА.