Российская авиация нуждается в модернизации, но не за счет покупки импортных самолетов. К такому выводу пришли эксперты, обсуждая указы президента Дмитрия Медведева после авиакатастрофы в Ярославле.
Авиакатастрофа в Ярославле, в результате которой погибли хоккеисты команды «Локомотив», заставила вновь заговорить о проблеме безопасности авиаперевозок в России. Резонанс вызвало заявление президента Дмитрия Медведева, которое он сделал в четверг, 8 сентября. Глава государства призвал российских авиаперевозчиков обновить парк воздушных судов машинами иностранного производства. Кроме того, Медведев дал распоряжение проверить и закрыть все авиакомпании, неспособные обеспечить безопасность полетов.
Как обеспечить безопасность полетов
Впрочем, инициативу президента Медведева поддержали далеко не все. Как заявил на пресс-конференции в Москве заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов, он понимает беспокойство Дмитрия Медведева, но считает, что «данные им распоряжения не решат проблем безопасности полетов». В частности, закупка техники за рубежом, по мнению Смирнова, скажется только на цене билетов, которые в России, как говорят эксперты, и так самые дорогие в мире.
«Под импортные самолеты нужно будет адаптировать и большинство аэропортов страны», – говорит летчик испытатель 1-го класса Александр Акименков. Это значит, что необходимо будет привести в порядок взлетно-посадочные полосы, поставить новое инженерное оборудование и обучить персонал. «При этом в России сегодня нет ни единых стандартов, ни государственной программы перехода на импортную технику, а без контроля проводить модернизацию просто опасно», – уверен Акименков.
Нужно ли закупать самолеты за рубежом
Наконец, по оценкам экспертов, для массовой закупки самолетов иностранного производства необходимо будет не менее трех миллиардов долларов. «Правительство пока не объяснило, где оно собирается брать такие деньги», – подчеркнул Олег Смирнов. Таким образом, оценка ситуации, которая должна была предшествовать указанию президента, проведена не была, отмечает эксперт. «Если этой оценки нет, все эти указания не имеют смысла и напоминают популизм», – заявил Смирнов.
Что касается укрупнения компаний, то, по словам Смирнова, это могло бы сыграть положительную роль, так как «у больших компаний и денег больше, которые можно направить на повышение уровня безопасности полетов». Однако тут возникает другой вопрос: как быть с пассажирами, которые сегодня летают на «Ан-24?» Как отметил Смирнов, «это единственный самолет, который взлетает с грунта, обеспечивая транспортное сообщение с отдаленными населенными пунктами».
Между тем процесс обновления авиапарка воздушными судами иностранного производства в России идет давно и без вмешательства со стороны главы государства. «На сегодняшний день 90 процентов самолетов всех авиакомпаний – это импортные машины, – отметил Смирнов. – Они летают и иногда падают точно так же, как и детища отечественного авиапрома».
«Падающие самолеты — это уже система»
По мнению пилота гражданской авиации, специалиста по безопасности полетов, кандидата технических наук Владимира Герасимова, неверно возлагать всю вину за авиакатастрофы на человеческий фактор, что нередко делается в России. «По крайней мере пора прекратить ассоциировать человеческий фактор только с командой самолета, – заявил Герасимов на пресс-конференции в Москве. – Он, несомненно, есть, но в том числе и в чиновничьих кабинетах».
Заместитель председателя Комитета Государственной думы по безопасности Геннадий Гудков считает ответственным за то, что происходит с российской авиацией, в первую очередь министра транспорта Игоря Левитина. По словам Гудкова, то, что случилось под Ярославлем, можно назвать системной катастрофой». «Мы пигмеи по объему перевозок, но рекордсмены по числу аварий, – заявил Гудков. – За последние 20 лет в России произошло 1040 аварий авиатранспорта, в которых погибло более 13 тысяч человек».
Олег Смирнов согласен с тем, что ответственность за развал отрасли должен нести министр транспорта, но вину с ним должны разделить и первые лица страны. «Тонущие корабли, не взлетающие ракеты, падающие самолеты – это уже система», – подытожил Смирнов.
Deutsche Welle, (Германия).