Музыкальный фестиваль на Неве,
посвященный 200-летию со дня рождения великого венгерского композитора
В начале октября в Санкт-Петербурге в Академической
капелле имени М.И.Глинки прошел фестиваль, посвященный 200-летию одного из корифеев
мировой музыкальной культуры – венгерского композитора Ференца Листа.
Произведения Листа по непонятным причинам нечасто исполняются в последние годы
на музыкальных эстрадах города, нечасто звучат по радио и телевидению. Тем
самым для поклонников классической музыки образовалась своего рода брешь, а для
молодого поколения скрывается, к сожалению, целый остров прекрасной и умной
музыки, который может обогатить и напитать душу и сердце.
Блестящий
композитор и пианист девятнадцатого века, один из величайших музыкантов мира,
Ференц Лист прожил удивительную жизнь, в которой тесно переплелись нищета и
богатство, любовь и презрение, редкая одаренность и фантастическая
работоспособность. Сын бедного венгерского чиновника, он на равных говорил с
монархами и папой римским, его талант покорял города и страны.
Он
учился у прекрасных педагогов – пианистическому искусству его обучал знаменитый Карл Черни, а уроки
композиции юному Ференцу давал маэстро Антонио Сальери.
С
девяти лет Ференц Лист жил в Париже. Тогда же началась его концертная
деятельность. На формирование взглядов и вкусов музыканта оказало большое
влияние общение с видными деятелями литературы и искусства – Г.Берлиозом,
Н.Паганини, Ф.Шопеном, В.Гюго, Ж.Санд, О.Бальзаком, Г.Гейне. Не правда ли,
можно только позавидовать Листу – круг общения действительно незаурядный.
С
конца 30-х годов до 1847-го Лист гастролировал как пианист-виртуоз по всем
странам Европы с огромным успехом. В гастрольную поездку входила Венгрия, где
его чествовали как национального героя, и Россия, где он познакомился с
М.И.Глинкой, В.Ф.Одоевским, В.В.Стасовым, А.Н.Серовым, М.Ю.Виельгорским. Лист был первым из зарубежных знаменитостей и
авторитетов, кто назвал Глинку гением.
Вот
как описывает И.Л.Андроников в своем устном рассказе «Воспоминания о Большом
зале» выступление Листа в 1842 году в Петербурге в зале Дворянского собрания
(ныне Большой зал филармонии имени Д.Д.Шостаковича): «Но можно ли, слушая в
филармонии музыку Листа, не вспомнить ни разу, что в 1842 году здесь давал
концерты сам Лист. Что он играл на фортепиано, потрясая петербургскую публику.
И что его слушал тут Михаил Иванович Глинка. А видел Глинку в тот вечер и
записал свои впечатления от игры Листа Владимир Васильевич Стасов, но не
седобородый критик и теоретик искусства, а в то время – безусый
ученик-правовед.
Стасов
вспоминает зал, набитый битком задолго до начала концерта. Эстрада, пишет он,
была установлена посредине, а на ней два рояля, хвостами в разные стороны, дабы
Лист мог попеременно играть на двух инструментах, являясь лицом то к одной, то
к другой половине зала.
…Вдруг
сделался шум, пишет Стасов, все повернулись в одну сторону, и мы увидели Листа,
прохаживавшегося по галерее за колоннами под ручку с толстопузым графом
Михаилом Юрьевичем Виельгорским, который медленно двигался, вращая огромными
выпученными глазами, в завитом a la Аполлон Бельведерский кудрявом парике и в
громадном белом галстуке. Лист был очень худощав, держался сутуловато. Но что
сильно поражало – это огромная белокурая грива на голове. Таких волос никто
тогда не смел носить в России, они были строго запрещены…
Посмотрев
на часы, Лист сошел с галереи, протеснился сквозь толпу и, быстро подойдя к
эстраде, вскочил сбоку на возвышение, сорвал с рук белые свои лайковые
перчатки, бросил их на пол, низко раскланялся, сел. И без единой ноты
прелюдирования начал вступительную фразу из увертюры «Вильгельма Телля». Он
кончил эту пьесу, говорит Стасов, под гром рукоплесканий, какого, наверное, не
было в Петербурге с 1703 года, то есть со дня его основания.
Можно
ли тут не вспомнить, что Лист, познакомившись с Глинкой и проиграв страницы из
партитуры «Руслана и Людмилы», до конца жизни – в продолжение полувека –
говорил о гениальности Глинки».
В
1848 году, оставив карьеру пианиста-виртуоза, Лист поселился в Веймаре, с
которым связан расцвет его творческой и музыкально-просветительской
деятельности. В 1848–1861 гг. им были созданы 2 симфонии, 12 симфонических
поэм, 2 фортепианных концерта, соната Н-moll. Как дирижер Лист поставил на
сцене Веймарского театра свыше 40 опер, в том числе оперы Р.Вагнера, из них 26
впервые. Исполнил в симфонических концертах все симфонии Бетховена,
симфонические произведения Г.Берлиоза, Р.Шумана, М.Глинки и др. В
публицистических сочинениях Лист выступал за прогрессивное начало в искусстве,
против косности и рутины.
С
1861 года музыкант жил попеременно в Риме, Будапеште, Веймаре. С годами Лист
все больше и больше подходил к вере, к духовному преображению. И, наконец, в
1865 году Лист принял сан аббата. Вместе с тем Лист продолжал участвовать в
музыкально-общественной жизни Венгрии, способствовал росту молодых национальных
музыкальных школ других стран, поддерживал Б.Сметану, Э.Грига, И.Альбениса и
других композиторов. С особым интересом относился к русской музыкальной
культуре: изучал и пропагандировал творчество русских композиторов, особенно
«Могучей кучки»; высоко ценил музыкально-критическую деятельность А.Н.Серова и
В.В.Стасова, пианистическое искусство А.Г.Рубинштейна и Н.Г.Рубинштейна. К нему
приезжали А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, А.К.Глазунов. По инициативе Листа в 1880 году
была исполнена Первая симфония Бородина. Лист делал транскрипции на музыку
русских композиторов, например фортепианное переложение марша Черномора из
«Руслана и Людмилы», полонеза из «Евгения Онегина».
До
конца жизни Лист продолжал бесплатные занятия с учениками, воспитав свыше 300
пианистов из разных стран мира. Прекрасный пример (особенно в наше время)
бескорыстного служения музыке!
Вот
в честь какого музыканта и человека был проведен фестиваль в капелле
Санкт-Петербурга.
Фестиваль
проходил в течение трех вечеров. В первый вечер состоялась премьера в России Венгерской коронационной мессы для
солистов, хора, оркестра и органа, сочиненной в 1867 году для коронации австрийского императора Франца
Йозефа I как короля Венгрии. Получив заказ, Лист сразу же принялся за работу и
завершил ее за месяц. Тем не менее интриги в Вене, направленные против
патриотически настроенного музыканта, увенчались успехом: мессу Листа
проигнорировали, отдав предпочтение работе местного придворного композитора.
Только благодаря вмешательству влиятельных лиц удалось избежать подобной
несправедливости. Но все же на церемонии коронации венгерским музыкантам
пришлось уступить место исполнителям из Венской Придворной капеллы, а Лист даже
не был официально приглашен. Утешением за такое неуважение стала буря
аплодисментов, которыми Листа приветствовал венгерский народ на улицах
Будапешта.
Исполнителем
мессы на фестивале были хор и симфонический оркестр капеллы, дирижер –
художественный руководитель капеллы, народный артист СССР, лауреат
Государственных премий России профессор Владислав Чернушенко.
Во
втором отделении были исполнены концерт №1 для фортепиано с оркестром (солист –
лауреат международных конкурсов Павел Райкерус) и симфоническая поэма
«Прелюды».
Второй
вечер был посвящен фортепианной музыке Листа. Лауреат международных конкурсов
Мирослав Култышев выбрал для выступления Трансцендентные этюды и сонату си
минор. Этюды трансцендентного исполнения имеют посвящение: «Карлу Черни с
глубоким уважением от благодарного ученика». Лист начал работать над ними
14-летним подростком, а закончил лишь к 40 годам. В окончательной версии эти
романтические поэмы оказались бесконечно далеки от этюдов Черни, которые юные
пианисты обязательно учат и исполняют в музыкальной школе. Название
«трансцендентные» означает не только исключительные (сверхчеловеческие)
технические трудности, но и намекает на столь культивируемую романтиками
возвышенность, сверхъестественность их содержания.
Соната
си минор посвящена Роберту Шуману. Лист не дал ей программного названия, однако
нет сомнения, что грандиозная соната-поэма не принадлежит к сфере «чистой
музыки». Лист закончил сонату в феврале 1853 года, но широкая публика услышала
ее лишь в 1857 году, в исполнении Ганса фон Бюлова. В ХIХ веке это произведение
звучало редко и было оценено по-настоящему только в ХХ столетии.
Исполнителя
фортепианной музыки Листа Мирослава Култышева я знаю очень давно. Концертную деятельность
Мирослав начал в шестилетнем возрасте (сейчас ему 26), а уже в 10 лет
дебютировал в Большом зале Петербургской филармонии с оркестром под управлением
маэстро Юрия Темирканова. Поражали
контрасты: маленький мальчик и огромный, с мировой славой, оркестр, руководимый
знаменитым мастером. Дебют удался. Никогда не забыть первый сольный концерт
Култышева в Малом зале имени М.И.Глинки филармонии. Профессор петербургской
консерватории музыковед М.Г.Бялик похлопотал за меня, и мы с ним слушали
концерт… на эстраде Малого зала, почти рядом с исполнителем, ибо билеты на все
места были давно проданы. Мирослав играл в тот вечер музыку Роберта Шумана. И
как играл! Романтик Шуман был бы доволен, я думаю, исполнением его творений
двенадцатилетним мальчиком… Талант огромный. Было очень обидно, что на конкурсе
имени П.И.Чайковского в 2007 году Мирослава засудили, на взгляд многих, и он не
получил заслуженной первой премии. Но
все впереди!
Нельзя
не назвать педагога Зору Цукер, которая выявила талант и учила одаренного
мальчика в специальной музыкальной школе при Петербургской консерватории имени
Н.А.Римского-Корсакова. Сейчас Мирослав является аспирантом консерватории (по классу А.Сандлера). Он и сейчас очень
скромный, порядочный и трудолюбивый молодой человек, несмотря на известность и
массу поклонников.
Третий
вечер, ставший заключительным, включил в себя второй фортепианный концерт Листа
и грандиозную «Фауст-симфонию» по И.Гете для оркестра, органа, тенора соло и
мужского хора.
Партию
фортепиано в концерте исполнила заслуженная артистка России Наталия Трулль,
которая окончила ленинградскую среднюю специальную музыкальную школу при
консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, затем Московскую консерваторию
имени П.И.Чайковского у профессоров Я.Зака и М.Воскресенского, затем прошла
ассистентуру-стажировку в Ленинградской консерватории под руководством
профессора Т.Кравченко. Наташа часто приезжает в Петербург, и любители музыки
всегда ждут ее концертов с нетерпением. Она часто гастролирует в России и за рубежом,
является профессором Московской консерватории. И в этот вечер она с чудным
оркестром капеллы под руководством его главного дирижера народного артиста
России Александра Чернушенко прекрасно донесла до слушателей всю экспрессию
музыки Листа.
Второй
концерт был впервые исполнен в 1857 году в Веймаре учеником Листа Гансом
Бронзартом, а оркестром дирижировал автор.
«Фауст-симфонию»
Лист закончил 19 октября 1854 года. Это была его первая симфоническая поэма –
программный жанр, который именно он создал. Она была написана в Веймаре – городе Гете, столице маленького княжества,
которую Лист на протяжении семи лет стремился превратить в один из крупнейших
культурных центров Германии, каким он был на рубеже ХVIII – ХIХ веков. Эта
симфония стала интереснейшим воплощением самого популярного сюжета эпохи
романтизма.
Симфонию
исполнили оркестр, мужской хор капеллы и солист Олег Трофимов под управлением
Александра Чернушенко.
Партию
органа в данном случае (и на фестивале вообще) исполнял Юрий Семенов. Исполнение симфонии стало прекрасным
завершающим аккордом фестиваля в честь Ференца Листа.
Академическая
капелла имени М.И.Глинки сделала красивое и благородное дело, познакомив многих
с гениальным композитором, а многим напомнив, что на свете есть классическая
музыка, которая в советское время звучала постоянно, а сейчас оттесняется
«попсой», роком и авангардом. Главная заслуга в организации и отличном
музыкальном уровне фестиваля принадлежит художественному руководителю капеллы
Владиславу Чернушенко, крепко держащему на высоком уровне планку ленинградской
школы хорового и оперно-симфонического дирижирования.
За
этот фестиваль благодарные слушатели долго-долго на всех вечерах не отпускали
исполнителей и руководителей хора и оркестра с эстрады старинного здания на
Мойке, 20, – здания капеллы, помнящей Глинку, Балакирева, Римского-Корсакова,
Глазунова, Бортнянского, Лядова, Аренского и других корифеев русской и мировой
музыки.
Юрий
СИДОРОВ,
профессор,
доктор технических наук
Юрий Сидоров.
Для того, чтобы оставить комментарий вы должны сначала войти на сайт или зарегистрироваться
НОМЕРА
№131 (15246)24 ноября
В этом номере:
· Официальный визит президента Кубы в Москву
· «Так поступают только настоящие друзья»
· Лидер КПРФ встретился с президентом Республики Куба
· Комманданте пришёл на площадь Фиделя
· ОПЖ без ожиданий
· Там стан Станислава
· Электромобиль «Москвич»
· Атомный ледокол «Якутия» спущен на воду
· Клип в газете. Жители Ленино, близ Липецка, считают, что живут в каменном веке
· Рацион пришлось менять
· Прожил впустую
· Рванул в Москву
· От среднего класса до черты
· Гудит набатом шар земной
· Сознательная политика
· И мы шагнули за порог
· Памятник в Ногинске
· Аномальные рукотворности
· «Эй, моряк, ты слишком долго плавал…»
· Последний доктор Вершины Тутуры…
· В поисках «золотого» бивня
· Европарламент принял резолюцию, объявляющую Россию государством-спонсором терроризма