ЗА КУЛИСАМИ «БАНДИТСКОГО» КИНО, или «Бригада» возвращается
«Бандитское» кино
Вскоре на экраны
страны выходит продолжение знаменитого «бандитского» сериала «Бригада». Явление
весьма символическое, учитывая тот факт, что первая часть фильма была запущена
в производство в год прихода к власти В.Путина, а продолжение появилось после
того как стало ясно – новым-старым президентом страны станет… все тот же
В.Путин. Как говорится, круг замкнулся. Случайно ли это? Уверен, что нет,
поскольку любое значительное произведение искусства появляется на свет как
выразитель тех общественных процессов, которые в данный момент доминируют в
обществе. Вот и знаменитые гангстерские саги в кино – «Крестный отец», «Однажды
в Америке» (обе – США) и «Бригада» (Россия) – появились не из воздуха, а пришли
к нам благодаря тем процессам, которые были характерны для преступного мира
двух стран – США и России. Несмотря на их географическую удаленность друг от
друга и некоторое различие политических систем, в части криминальной
составляющей они очень даже близки. Особенно заметным это стало после того, как
Россия распрощалась со своим коммунистическим прошлым и взяла курс на
построение «развитого капитализма» по лекалам не кого-нибудь, а «чикагских
мальчиков» – идейных наследников знаменитого чикагского гангстера Аль Капоне. С
этого момента термин «два мира – две преступности» потерял в России свою
актуальность, результатом чего и стало появление сериала «Бригада» –
фактической «кальки» с американских фильмов «Крестный отец» и «Однажды в
Америке». С последним у нее родство сюжетное, с первым – концептуальное.
Настолько разительно похожи социальные причины, благодаря которым все эти
фильмы появились на свет.
Сериал
«Бригада» не случайно родился на закате одной эпохи (ельцинской) и в начале
другой (путинской). Это было велением времени, социальным заказом со стороны
тех сил, которым было нужно романтизировать образ бандита в России с тем, чтобы
помочь им легализоваться в новой действительности. В точности повторялась
ситуация с книгой и фильмом «Крестный отец». Там тоже образ гангстера был
серьезно демонизирован «делом Валачи» (мафиози Джозеф Валачи вскрыл перед
широкой общественностью структуру и преступную сущность «Коза Ностры») и
итало-американским мафиози просто позарез стало необходимо реабилитироваться в
глазах общественности – ответить на «черный пиар» пиаром противоположного
характера. В итоге на свет сначала появилась книга «Крестный отец» (1969), а
следом и ее экранизация (1973). После этого само понятие «крестный отец»
применительно к мафии в массовом
сознании получило положительный оттенок, а не отрицательный. То же самое
предстояло сделать и «Бригаде». Ведь до этого, все лихие 90-е, в массовом
обиходе организованная преступная группировка обозначалась словом «банда».
Сериал родит на свет иное определение – «бригада». Учитывая, что большинство
людей, помня о недавнем советском прошлом, все еще ассоциировало это слово с
бригадами коммунистического труда, то естественно, что в новой, бандитской
интерпретации, это слово невольно продолжало нести в себе положительный
оттенок.
Лихие
90-е оставили в сознании большинства россиян темный след. Такого вала насилия,
сопряженного с нечеловеческой жестокостью, страна давно не переживала.
Например, в жизни моего поколения (а в конце 90-х мне было почти сорок лет)
такое происходило впервые. В итоге в сознании большинства россиян слова
«политик» и «бандит» слились воедино, что было недалеко от истины после двух
чеченских войн, расстрела парламента и победы Ельцина в 1996 году на выборах,
которые вошли в российскую историю, как самые грязные. И снова вспомним
«Крестного отца», часть третью, где звучит фраза: «Политики и преступники –
одно и то же».
Усталость
россиян от творящегося на просторах страны беспредела стала особенно ощущаться
после выборов-96, когда к власти вновь был приведен Ельцин. Причем привели его
с применением самых грязных технологий – вброса фальшивых голосов, подкупа
избирателей. Именно тогда случилась история с «коробкой из-под ксерокса», в
которой лежала незадекларированная груда долларов наличными, предназначенная
для расплаты с теми, кто обеспечит Ельцину победу на выборах. Люди, выносившие
эту коробку были задержаны, но Ельцин своим личным распоряжением их отпустил, а
тех, кто этот вынос коробки пресек… отправил в отставку. Все это напоминало
времена правления Ричарда Никсона (1968–1974) – американского президента,
которого чаще других хозяев Белого дома обвиняли в связях с мафией (еще одним
таким президентом США был Гарри Трумэн, правивший в 1945–1953 годах).
Именно
Никсону принадлежали слова, которые он сказал в марте 1973 года в приватном
разговоре с советником Белого дома Джонни Дином: «Я хочу сказать, что вы можете
раздобыть миллион долларов. И вы можете получить их наличными. Я знаю, где их
можно раздобыть… Мы можем получить деньги. Это не проблема…».
Как
были уверены многие, речь шла о мафии, которая периодически снабжала людей
Никсона деньгами с тем, чтобы они проводили в жизнь нужные коза ностра решения.
Обратим внимание, что и два первых фильма «Крестный отец», романтизирующих итало-американскую
мафию, создавались именно во времена правления Никсона (в 1971–1973 годах). Как
пишет известный исследователь-американист Р.Иванов:
«Уотергейт»
высветил многих лиц из окружения президента Никсона, которые играли ведущую
роль в преступном мире. Важнейшее место среди них играл мультимиллионер Роберт
Веско, «который одновременно вращался в трех мирах – Большого бизнеса, Большой
политики и Большой преступности».
Этот
человек, теснейшим образом связанный с мафией, внес в 1968 году в избирательный
фонд Никсона 100 тысяч долларов и удостоился чести на званом обеде,
организованном после избрания Никсона в 1968 году президентом, занять место
рядом с ним. Веско вошел в самые тесные контакты с окружением президента
Никсона и умело использовал их для своих махинаций в большом бизнесе…»
Люди,
подобные Веско, были и в окружении первого президента России. А как им не быть,
если мафия была одной из тех активных и влиятельных сил, кто приводил Ельцина к
власти в 1991 году. Она же проявляла активность и во время переизбрания его на
второй срок в 1996 году. Как и Никсон, Ельцин был очень удобным для мафии
президентом. Другое дело, что в Америке в 1972 году против Никсона все-таки
устроили провокацию («Уотергейтское дело»), после чего он вынужден был уйти в
отставку, а против Ельцина попытка импичмента не удалась. Что лишний раз
доказывает – он был угоден большей части российской элиты. Впрочем, не только
российской. Ведь развал СССР, осуществленный им, открыл перед американской
экономикой новые возможности: она наконец-то дорвалась до российских ресурсов,
а также получила возможность проводить на территории России практически любые
финансовые операции. И снова обратимся к мнению Р.Иванова:
«Исключительно
доходная сфера деятельности мафии в России – «отмывание» преступно нажитых
денег. 12 января 1995 года агентство ИТАР–ТАСС сообщило из Вашингтона, что, по
американским данным, «отмывание денег» по прибыльности обошло в России бизнес
на торговле наркотиками, давая норму прибыли 200–500 процентов. Согласно
сведениям Ассоциации российских банков, за последние два года (1993–1995) 11
миллиардов мафиозных капиталов из Западной Европы и США перекочевали в нашу
страну».
Во
время второго президентского срока Ельцина разворовывание России достигло таких
масштабов, что это попросту стало угрожать национальной безопасности страны. Да
и нищий народ, кстати, тоже был не слепой – все прекрасно видел, из-за чего
рейтинг президента опустился до критического уровня – 3–4%. Власть прекрасно
понимала, что ходит по лезвию бритвы: массовые усталость и безверие людей могли
стоить целостности страны и, значит, грозили большими проблемами самой власти.
Поэтому всем было ясно, что это последний президентский срок Ельцина и что его
сменщиком должен стать человек, который изменит вектор развития страны,
переведя его из состояния хаоса в состояние пусть относительного, но порядка.
Нечто подобное было в СССР в начале 80-х: там тоже все ждали ухода полуживого
Брежнева и прихода на его место политика, могущего навести в стране всеобщего
пофигизма порядок. Им стал Юрий Андропов.
ТАК ЧТО приход Путина
(тоже выходца из КГБ) не был случайным – это было велением времени, социальным
и политическим заказом. Относительный порядок в расхристанной стране должны
были навести «силовики» – выходцы из спецслужб, которые за годы построения
капитализма по-российски стали мало чем отличаться от бандитов (последних ведь
тоже можно назвать «силовиками»). То есть по своей сути они являлись
близнецами-братьями, которые отныне должны были в одной связке повести страну в
светлое будущее. Но это было возможным только при одном условии – бандиты
должны были обрести в глазах общественности более благообразный вид. И они его
стали обретать именно в конце 90-х, когда либо сами шли в политику (становились
депутатами), либо (и это было гораздо чаще) стали входить в ближайшее окружение
политиков разных уровней. Тогда же, в 90-е, бандиты стали активно
легализовывать свои преступно нажитые деньги посредством инфильтрации –
«отмыва» их в легальной экономике. Точно так же в свое время поступали и
американские гангстеры. Читаем у двух специалистов по организованной
преступности – К.Полькена и Х.Сцепоника:
«В
1978 году специальная комиссия американского сената по расследованию
деятельности организованной преступности установила, что мафиози вкладывают
средства, добытые преступным путем, в 46 отраслей легального бизнеса. По данным
министерства юстиции США, коза ностра владеет акциями более 100 тысяч компаний:
угольных, нефтяных, металлургических, автомобилестроительных и других, годовой
оборот которых превышает 12 миллиардов долларов.
«Преступление,
– поучал своих коллег известный гангстер Арнольд Ротштейн, – получает смысл
только тогда, когда совершается не пистолетом, а мозгами». Поэтому свою новую
жатву мафиози, как правило, собирают под личиной деловых людей, их преступления
приобретают респектабельный вид. «Если раньше, – писал в конце 1976 года журнал
«Юнайтед Стейтс ньюс энд уорлд рипорт», – традиционным бизнесом американской
мафии считались азартные игры, ростовщичество, наркотики, профсоюзный рэкет, в
той или иной степени связанные с насилием, то сейчас она предпочитает более
мирные способы грабежа. Новые мафиози не врываются в банк с автоматами, а
входят с парадного входа, почтительно приветствуемые охранниками...»
Вам
это ничего не напоминает, дорогой читатель? Еще недавно, в начале 90-х, наши
«братки» в малиновых пиджаках и с толстыми цепями на шее «мочили» друг друга
сотнями в кровавых разборках, а затем, спустя всего-то десять лет, многие из
них уже облачились в модные пиджаки от известных европейских кутюрье и вместо
золотых цепей стали носить депутатские значки. А окна их офисов выходят на
Кремль (как это будет показано в фильме Алексея Балабанова «Жмурки» 2005 года
выпуска).
Таким
образом, братва еще в конце 90-х начала себя «отмывать». Власть ей в этом
активно помогала, поскольку, повторимся, была с братвой одной крови (так же,
как и американская власть во многом кровно связана с гангстеризмом). Помощь
власти в этом «отмыве» носила не только экономический характер, но и идеологический:
деятелям культуры ненавязчиво подсказали, что бандитов надо романтизировать,
дабы им легче было легализоваться. Почти те же самые задачи ставились мафией и
в конце 60-х в Америке, когда свет увидел сначала роман «Крестный отец», а
потом и его знаменитая экранизация. Как говорится, ничто не ново под луной.
Россия, взяв за эталон Америку, просто обязана была у нее многое перенять – в
том числе и в области криминала.
Легализация
братвы должна была привести к возникновению «нового героя» в российском искусстве
– этакого дона Корлеоне российского розлива. Им и стал главный герой сериала
«Бригада» Саша Белов по прозвищу Белый (отметим, что игравший его Сергей
Безруков внешне напоминает Аль Пачино – актера, сыгравшего Майкла Корлеоне). В
обоих фильмах это были бандиты новой формации, пришедшие на смену «старикам»
(«усатым») – представителям прежнего преступного мира, основанного на
патриархальных традициях. В нашем случае это был советский преступный мир, где
долгое время главенствовали «воры в законе» старой формации, которые мыслили
категориями идеи, а не бизнеса. Майкл Корлеоне и Саша Белый – это преступники
нового поколения, бизнесмены от преступного мира, должные возвести преступный
мир на новую, более высокую ступень его развития.
Отметим,
что чуть раньше «Бригады» – в мае 2000 года (как раз на самом старте «эпохи
Путина», начавшейся с президентских выборов в марте 2000-го) – по ТВ был
показан первый сезон сериала «Бандитский Петербург» режиссера Владимира Бортко
по книге питерского криминального журналиста Андрея Константинова. Но этот
фильм нельзя сравнить с «Бригадой» ни по жанру (это кино из разряда «про ментов
и бандитов», но не «гангстерская сага»), ни по степени его
социально-исторической значимости (он не несет в себе концептуальной идеи). Там,
кстати, и главный бандит скорее осколок прошлого – этакий жестокий дедушка, вор
Антибиотик в прекрасном исполнении Льва Борисова.
В
«Бригаде» на авансцену сюжета выдвинут бандит молодой – гроза
бандитов-«дедушек» и надежда нового криминального мира России. И неважно, что в
финале фильма (за кадром) звучит выстрел, должный убедить зрителя в том, что
век Саши Белова оказался коротким. Убит (если действительно убит) был конкретно
Саша Белов, но не саши беловы, которые в огромном количестве легализовались в 90-е
и пришли как в бизнес, так и в политику. В сериале весь этот процесс (путь от
мелкого рэкетира советских времен до народного депутата времен постсоветских)
показан пусть схематично, но вполне правдоподобно.
Обратим
внимание, что главными героями в сериале являются четверо друзей, знакомых друг
с другом с детства (с первого класса средней школы). Явная перекличка с
американским фильмом «Однажды в Америке», а также с милицейским сериалом «Улицы
разбитых фонарей» («Менты»). Думается, перекличка не случайная, а закономерная.
В «Бригаде» ее авторы тоже решили пойти наперекор установившемуся в
постсоветской России мейнстриму – атмосфере предательства всего и всех.
Вспомним слова протоиерея Александра Шергунова: «Всегда было предательство, но
надо создать атмосферу, где предательство побеждает. Кругом предательство в
самом широком смысле и самом глубоком…» Однако в глубинах народного сознания
сильно сопротивление этому, поскольку русский человек по сути своей – не
предатель. Откликаясь на эти чувства, авторы «Бригады» пошли по пути «Ментов»,
но своими героями сделали бандитов.
Итак, в марте 2000
года новым президентом России стал Владимир Путин 48 лет от роду. Как мы
помним, он сменил на этом посту уже больного и фактически вышедшего в тираж
69-летнего Бориса Ельцина. Смена «пажеского караула» прошла по законам
династической преемственности – Ельцин и его окружение сами выбрали Путина,
зная, что он, став президентом, их не сдаст – не привлечет к ответственности за
творимые во время их правления беззакония. Однако соответствующую бумагу, в
которой эти договоренности закреплялись, обе стороны на всякий случай
составили. Этот документ был передан на хранение третейскому судье – тогдашнему
Патриарху всея Руси Алексию.
Став
президентом, Путин и в самом деле ни разу всерьез не посягнул на активы
ельцинской «семьи». Однако его приход к власти как сторонника наведения порядка
в расхристанной стране (а до такого состояния ее довел именно Ельцин и его
окружение) требовал от него хотя бы идеологического осуждения прежней системы
управления. В такой же ситуации находился в свое время другой чекист – Юрий
Андропов, который, не имея ничего лично против Л.Брежнева, вынужден был
обозначить время его правления как беспорядок. И в том же кинематографе в
период андроповского правления появились фильмы, где пороки именно брежневской
системы были вытащены наружу: например, в фильмах «Остановился поезд» (про
бардак на железнодорожном транспорте и вообще в стране), «Инспектор ГАИ» (про
засилье «блатных» людей в обществе), «Блондинка за углом» (про торговую мафию)
и др. Та же ситуация повторилась и в годы путинского правления: оставаясь
лояльным к Ельцину и его «семье», Путин вынужден был дать импульс идеологии
заклеймить «лихие 90-е», как время всеобщего разброда и разгула жестокого
криминала. Поэтому «Бандитский Петербург», «Бригада», «Брат-1-2», «Жмурки» и
другие фильмы того времени повествовали об одном и том же – лихих 90-х, а
главными героями фильмов становились уже не столько «менты», сколько братва,
либо близкие к ним люди (вроде «брата» Данилы Багрова).
Путин
стал для России вроде бы тем, кем был для Америки президент Франклин Делано
Рузвельт, который в 1933 году сменил Герберта Гувера (1929–1933), при котором
разгул гангстеризма и экономический хаос в Штатах достигли небывалого размаха.
Рузвельт все это пресек, оперевшись на ту часть элиты, которой этот разгул стал
уже поперек горла и мешал вести бизнес. В итоге гангстеров начали отсреливать
без суда и следствия десятками, был посажен в тюрьму в 1936 году общенациональный
лидер американской мафии Лаки Лучано, а те крупные бизнесмены, кто действовал в
ущерб национальным интересам, были поставлены перед фактом: либо работаете на
страну, либо вас ждет незавидное будущее.
Путин
во многом повторил этот путь. Приведенный к власти здравой частью элиты, он
выкинул из страны наиболее одиозных олигархов из еврейского клана (Владимира
Гусинского и Бориса Березовского), а одного олигарха даже посадил за решетку
(Михаила Ходорковского). Присмирил он и братву. Вернее, не он, а те «крестные
отцы», которые участвовали в приведении его к власти и которым ельцинский
беспредел тоже мешал делать бизнес. Это они договорились друг с другом о мирном
житье-бытье, хотя этот мир, конечно же, был относительным. Однако того
бандитского беспредела, который был в 90-е с их «днями пистолетов» (ежедневными
налетами на различные фирмы, пункты обмена валюты, банки и т. д.), заказными
убийствами и «разборками» уже не было. Почти в точности повторилась та же
ситуация, что складывалась в Америке времен все того же Ф.Рузвельта.
Там
после осуждения Лаки Лучано и бегства из страны в 1937-м его преемника Вито
Дженовезе, обвинененного в убийстве, новым общенациональным лидером стал Фрэнк
Костелло. Тот самый, за которым закрепилось негласное звание «премьер-министра
преступного мира» за то, что он имел обширные связи в правительственных кругах
Америки, а также держал на крючке самого шефа ФБР Эдгара Гувера. Костелло
должен был в новых условиях помочь мафии обрести более благообразный вид, стать
респектабельной. Не случайно, что именно Костелло будет суждено стать наиболее
видным и широко известным гангстером Америки – первым, чей портрет появится на
обложке влиятельного журнала «Тайм».
В
России на звание подобного общенационального лидера тянул Вячеслав Иваньков
(Япончик), которого при Ельцине сдали американскому ФБР (в июне 1995 года его
арестовали на территории США), а при Путине он вышел на свободу и вернулся на
родину (в 2004-м).
Но вернемся к
сериалам «про бандитов». Вне сомнения, что им помогла появиться на свет не
только политическая ситуация в стране, но и конъюнктура тогдашнего рынка –
возникший спрос на российские сериалы. Впрочем, и здесь без влияния той же
политики не обошлось, поскольку политика, по К.Марксу, это концентрированное
выражение экономики. Или, как верно заметил один из героев третьей части
«Крестного отца»: «Финансы – это оружие, а политика – спусковой крючок».
Десятилетие правления Ельцина, как уже отмечалось выше, было временем
откровенно компрадорским, предательским, когда даже слово «патриот» носило
ругательный оттенок. Поэтому шло безудержное заимствование всего импортного:
начиная от одежды, продуктов и заканчивая телевизионными передачами (те же
сериалы крутились сплошь зарубежные).
Сериалы
«Бандитский Петербург» и «Бригада» были запущены в производство практически
одновременно: первый в 1998 году, второй – в следующем. Обратим внимание на их
названия – в обоих случаях фигурирует бандитская терминология, ставшая знаковой
в постсоветские годы. В бытность СССР Ленинград (нынешний Санкт-Петербург)
можно было назвать бандитским городом дважды – в годы НЭПа (20-е годы) и в
горбачёвскую перестройку (конец 80-х). Но именно во время последней город стал
претендовать на звание второй (после Москвы) бандитской столицы, а в лихие 90-е
это звание было застолблено за ним окончательно.
Что
касается «Бригады», то в советские годы это слово, как уже отмечалось выше,
ассоциировалось исключительно с трудовым подвигом людей – участников так
называемых бригад коммунистического труда, которые имелись на каждом
предприятии. В постсоветские годы это слово обрело свое новое звучание – теперь
сами бандиты стали называть подобным образом свои группировки, поскольку слово
«банда» звучало зловеще и несло на себе однозначно негативный оттенок. Таким
образом, в новой действительности бригады коммунистического труда сменили
бригады труда бандитского. Скажем прямо, весьма символическая смена для страны,
которая сменила «окраску» – с белой на черную.
Итак,
сериал «Бригада» был запущен в производство в 1999 году. Авторами идеи были два
человека: актер и каскадер Александр Иншаков (1947) и продюсер Анатолий Сивушов
(1957), которые трудились (и трудятся до сих пор) в Ассоциации каскадеров
России (Александр является ее президентом, Анатолий – генеральным директором).
Отметим,
что еще в самом конце 70-х годов, когда Иншаков был звездой на спортивном
татами (занимался карате), его угораздило познакомиться с некоторыми
преступными авторитетами, среди которых был и Вячеслав Иваньков (Япончик).
Несколько раз они встречались на каких-то мероприятиях, что впоследствии и дало
повод обвинить Иншакова в связях с организованной преступностью. Вот как сам
каскадер высказывается на этот счет:
«У
меня был, да и сейчас есть очень широкий круг знакомств. Но то, что пишут обо
мне, – это просто из ряда вон: какие-то группировки, организованные банды, воры
в законе, убийства. Я чуть ли не главарь мафии. Бред какой-то. Удивляет и то,
что пишут это в далекой Америке, а наши журналисты все это добросовестно
перепечатывают. Кстати, американцы ссылаются на какого-то анонимного офицера
американских спецслужб, который, в свою очередь, кивает на личного, кстати,
тоже не названного, русского осведомителя, проживающего сейчас в США. Это что –
аргумент? И я должен ко всему этому серьезно относиться?.. Глупо оправдываться
в том, чего нет. Знаком ли я с Иваньковым? Знаком. И не только с ним. Но здесь
есть один маленький нюанс: я его видел более 15 лет назад – в начале 80-х.
После этого никаких встреч и контактов не было...»
После
выхода в свет гангстерской саги «Бригада» разговоры о связи Иншакова с
криминалом в артистической среде возникнут снова. Ему припишут роль Джозефа
Коломбо, который был главным имиджмейкером итало-американской мафии и курировал
процесс создания фильма «Крестный отец».
Журналистка
Анна Велигжанина из «Комсомольской правды» проведет собственное расследование
на эту тему и поведает широкой общественности следующие факты:
«Мало
кто знает, что у героя Безрукова – бандита Саши Белого, сколотившего свою
дружную преступную бригаду, – есть реальный прототип, «вор в законе», лидер
орехово-медведковской группировки Сильвестр (Сергей Тимофеев). Сильвестр, так
же как и Саша Белый, «поднимался» в криминальном мире с нуля. Закончил ПТУ, но
был накачанным, сильным, занимался спортом. В конце 80-х возглавил ОПГ, стал
«авторитетом» для молодчиков, занимающихся грабежом, угонами машин, рэкетом,
крышеванием – тем, чем промышляла киношная «бригада» Белого. В его группировке
была железная дисциплина, иерархия. И Сильвестр требовал безоговорочного
подчинения. Его бригада, по рассказам, отличалась особой жестокостью. За ней
числилось множество убийств. Любопытно, что, как и герой фильма Саша Белый,
Сильвестр инсценировал свою смерть – был взорван его «Мерседес»…
Люди
криминального мира и работники правоохранительных органов соглашаются, что в
«Бригаде» – полная картина «лихих 90-х». Кстати, деньги на съемки, как нам
рассказали близкие к этому миру люди, могли давать в том числе и братки. Вроде
как свою лепту внесли орехово-медведковская, солнцевская группировки, а также
братва Украины. В частности, нам назвали имена украинских «авторитетов» –
Нарик, Савлоха. «Нарик сам хвалился, что участвовал в финансировании «Бригады»,
– рассказал нам один адвокат, знакомый с украинским «вором в законе». – Кстати,
одного из персонажей сериала списали с него. Эпизод, когда бандит (Белов)
приходит в УБЭП права качать, введя милиционеров в ступор, взят из реальной
жизни Нарика. Нарик числился во всесоюзном розыске, но на виду у всех рассекал
по морю на квадроцикле и мог еще с операми поспорить…» Впрочем, возможно, люди
из криминалки просто хвастаются причастностью к известному сериалу…»
Сериал
начали снимать вскоре после прихода к руководству страной Путина – в сентябре
2000 года (напомним, что Ельцин объявил о своей отставке 31 декабря 1999 года и
тогда же назвал имя своего преемника, который стал президентом в марте
следующего года). В фильме было две линии: гангстерская (взаимоотношения четырех
друзей) и любовная (взаимоотношения
Саши
Белова и Ольги). На роли друзей были взяты четверо молодых актеров:
Сергей
Безруков (Саша Белов, Белый), Владимир Вдовиченков (Валерий Филатов, Фил),
Дмитрий Дюжев (Космос Холмогоров, Кос) Павел Майков (Виктор Пчёлкин, Пчёла).
От
телеканала РТР продюсерами сериала выступили два человека: Александр Акопов
(1957) и Валерий Тодоровский (1962). Участие последнего в этом проекте весьма
символично.
Валерий
является сыном знаменитого советского кинорежиссера Петра Тодоровского, который
стал первым советским режиссером, снявшим фильм о судьбе валютной проститутки в
СССР – «Интердевочка» (1989). Кино, безусловно, талантливое, но из той самой
когорты фильмов, которые служат драматизации зла – в данном случае романтизируют
проституцию.
Присутствие
в «Бригаде» в качестве продюсера Тодоровского-младшего было закономерным: сын
просто продолжал дело отца, начатое в конце 80-х, старший из династии
романтизировал проституток, младший – «братву», поскольку популяризация «ментов»
лично его, Тодоровского-младшего, сильно достала. По его же словам: «Если
ориентироваться на «Убойную силу» – жить не хочется» («Московский комсомолец»,
23 ноября 2000 года). В итоге чуть позже младший из династии Тодоровских романтизирует стиляг (снимет
фильм «Стиляги») – еще одних захребетников, которых в новых капиталистических
условиях провозгласили героями – «глотком свободы в несвободной советской
стране». Если учитывать, что стиляжничество являлось своеобразной формой
лакейства перед Западом, то все совпадает: для современных российских лакеев
именно стиляги должны стать истинными героями. Таким образом, у нынешнего
молодого поколения благодаря стараниям политтехнологов выбор героев не особенно
и велик: стиляги, аферисты, проститутки да братва. Есть еще менты, но и они,
стараниями нынешней власти, стали сродни тем же «браткам», сохранив свой
честный облик разве что в отечественных сериалах. Как заметил актер Владимир
Вдовиченков, сыгравший Фила в «Бригаде»: «А во что детям сегодня играть, если
не в «бригады», – в олигархов? В березовских, которые обирают народ?..»