Немолодая
женщина рассказывает о том, как пытали ее отца... С экрана доносятся вопли
избиваемого следователем человека, и мы видим, как происходит это избиение... В
ночной мгле на пустой железнодорожной станции возле товарного вагона некий
субъект, похожий на вора, убивает ножом своего сообщника... Маршал Советского
Союза Г.К.Жуков стреляет из пистолета под ноги сотрудникам НКВД, когда те
приходят к нему, чтобы сделать обыск по приказу министра госбезопасности СССР
В.С.Абакумова... Затем Абакумова пытают в морозильной камере... Все эти страсти
и ужасы были показаны по каналу НТВ в передаче «Трофейное дело» из цикла
«Казнокрады».
Из
названий цикла и самой передачи следовало, что речь должна была пойти о
хищениях государственной собственности, в частности, имущества, взятого в
качестве трофеев в годы Великой Отечественной войны. Однако документальное
расследование (а создатели передачи уверяли, что их творение является таковым)
требовало подробного изложения фактов, их внимательного разбора, юридически
точных формулировок. Но это не входило в планы энтэвэшников и не отвечало их
возможностям.
Вместо
документов на экране мелькали какие-то бумаги, в которых отдельные слова были
подчеркнуты. Хроникальные кадры часто не имели никакого отношения к теме.
Преобладали игровые сцены. Помимо избиений и пыток, действие часто происходило
в послевоенных ресторанах, напоминая сцену захвата Фокса из сериала «Место
встречи изменить нельзя». За столами заседаний или обеденными столами актеры
старались изображать Жукова, Сталина, Берию, а какой-то розовощекий толстяк,
которому приклеили седую бородку, уверял, что он – министр обороны Булганин. В
отличие от многих антисоветских фильмов здесь Сталин почему-то постоянно
смеялся, но, разумеется, смеялся ехидно, с издевкой над своими собеседниками.
Под
видом документального исследования о казнокрадстве нам опять подсунули все ту
же антисоветскую жвачку, которой уже более 20 лет потчует отечественное
телевидение своих зрителей. В передаче постоянно повторялись избитые шаблоны
антисоветской пропаганды, которые были придуманы в прошлом веке на Западе.
Поверхностно зная нашу страну, американские советологи после окончания Великой
Отечественной войны доказывали, что в СССР непременно возникнет новое
подпольное движение наподобие декабристов, которые, как утверждалось, повидав
Западную Европу, решили установить буржуазные политические институты в России и
разделаться с крепостным правом. Получалось, что советские воины страстно
возлюбили порядки, существовавшие в гитлеровской Германии, а также в
оккупированных и разоренных ею странах Европы, и решили установить подобный
режим у себя на родине. Поскольку этого не могло произойти и не произошло, то
новые декабристы не появились. И все же на Западе продолжали упорно повторять,
что такое было возможным. Потом эту вздорную и опровергнутую жизнью версию с
большим опозданием стали повторять наши диссиденты. В передаче была вновь
повторена эта избитая нелепица о желании советских воинов свергнуть советский
строй после их пребывания за рубежом в 1944–1945 гг. в ходе освободительного
похода в Европу.
Тупо
повторяя аналогию с декабристами, советологи считали, что движение народа
против Советской власти возглавят военные. Еще в 1946 году в журнале «Лайф»
была напечатана статья о том, что советские маршалы якобы готовятся
противопоставить блоку коммунистов и беспартийных свой избирательный список на
выборах в Верховные советы союзных
республик
в начале 1947 года. Видимо, следуя этим замшелым и несбывшимся пророчествам,
создатели передачи уверяли, что Маршал Советского Союза Г.К.Жуков мог оказаться
в фокусе всенародной антисоветской борьбы.
Но
поскольку все эти шаблоны антисоветской пропаганды не имеют ничего общего с
фактами, то авторы фильма решили с корнем уничтожить историческую правду. Если
верить творцам фильма, то главной движущей силой всех послевоенных событий в
СССР был конфликт, начавшийся в мае 1945 году между генералом Виктором
Семёновичем Абакумовым и генералом Иваном Александровичем Серовым.
Известно,
что в мае 1945 года И.А.Серов был заместителем командующего 1-го Белорусского
фронта, представляя НКВД, а В.С.Абакумов, продолжая руководить СМЕРШем, был
заместителем командующего 3-го Белорусского фронта, также представляя НКВД.
Авторы фильма уверяют, что Абакумов затаил смертельную обиду на Серова, так как
первый вместе с войсками 1-го Белорусского фронта вошел в Берлин, а Абакумов –
нет. Для всех, кто знаком с историей, ясно, что такое развитие событий не
зависело от воли Серова, но по необъяснимым причинам Абакумов в передаче этого
не знал. Абакумов стал мстить Серову. Но почему-то решил ударить не по своему
врагу, а по руководству уже расформированного 1-го Белорусского фронта во главе
с Жуковым. Серов же не оставался в долгу и пакостил Абакумову. Авторы фильма
сообщают зрителям: «Сталин наблюдал за стороны за сражением этих двух
гигантов».
Но
ведь даже в период с мая 1946 года по июль 1951 года министр государственной
безопасности Абакумов не был «гигантом» для Сталина, за «боями» которого он мог
лишь издалека наблюдать. Министерство госбезопасности подчинялось контролю ЦК.
Серов же с февраля 1947 года был заместителем министра внутренних дел СССР и
для Сталина также не был «гигантом». Превратив Абакумова и Серова в главные
действующие силы послевоенной советской жизни, авторы фильма отвели на задний
план тогдашнее руководство страны, Коммунистическую партию и весь советский
народ. Вместо подлинной истории был показан фантастический фильм, который можно
было назвать: «Как поссорился Иван Александрович с Виктором Семёновичем».
Но
иного нельзя ожидать от тех, кто рассказывает о советской истории с позиции
антисталинизма. Следуя этим шаблонам, авторы фильма стараются убедить зрителей
в том, что любое несогласие со Сталиным каралось смертной казнью. Поэтому,
когда на экране маршал бронетанковых войск П.С.Рыбалко выступил в защиту
Г.К.Жукова, его сменил некто по фамилии Фост, который уверял, будто в зале тут
же воцарилась мертвая тишина. Спрашивается, в каком зале? В зале Большого
театра? В Колонном зале Дома союзов? Но ведь действие происходило в служебном
кабинете в Кремле. Фост убеждал, что присутствующие гадали: когда арестуют
Рыбалко – тотчас же или немного погодя. Каким неведомым науке способом Фост
учуял «мертвую тишину» и узнал про гадания присутствующих, он не рассказал.
Ни
Фост, ни закадровый диктор не сообщили зрителям, что во время заседания Высшего
военного совета от 1 июня 1946 года, когда решался вопрос о Жукове, в его
защиту выступили также Маршалы Советского Союза А.М.Василевский, И.С.Конев и
К.К.Рокоссовский. При этом они выступили раньше П.С.Рыбалко. Никакой «мертвой
тишины» после этих выступлений не возникало. Естественно, никто из этих
выступавших не был арестован за их защиту Жукова. Более того, Сталин не
поддержал мнение тех, кто на этом заседании выступал за более суровое наказание
Жукова. Но и они не были арестованы.
Несмотря
на то, что имеется множество фактов о том, что Сталин не только не мешал
высказывать мнения, противоположные его позиции, но всемерно поощрял острые
дискуссии по самым разным вопросам и терпеть не мог тех, кто лишь поддакивал
ему, антисталинисты с упорством глухарей не желают слышать эти свидетельства.
В
передаче вопиющим образом перевраны все даты и последовательность излагаемых
событий. Авторы уверяют, что в 1949 году Сталин принял решение вернуть Жукова
из Одессы, так как задумал поручить ему вести военные действия ввиду угрозы
Третьей мировой войны. Одновременно Сталин якобы назначил Жукова кандидатом в
члены ЦК партии. На самом деле в 1949 году Жуков уже год возглавлял Уральский
военный округ и оставался там. Лишь в октябре 1952 года Жуков на XIX съезде
КПСС был избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Авторы фильма назначили Жукова
министром обороны СССР в июне 1953 года, а на самом деле это произошло в
феврале 1955 года.
И
уж, конечно, авторы фильма не удержались от того, чтобы свалить на советское
руководство ответственность за расстрел польских офицеров, учиненный
гитлеровцами в Катынском лесу осенью 1941 года. И хотя этот расстрел не имел
никакого отношения ни к Жукову, ни к «трофейному делу», ни к событиям 1945–1953
гг., видимо, без повторения геббельсовской лжи передачу не выпустили бы на
экран.
Передача
сделана удивительно небрежно. То Сталина называют «генсеком», то поверх
изображающего его актера появляется надпись «Первый секретарь». Берия называет
Сталина Кобой. Но он никогда этого не мог делать, в отличие от Молотова и
Ворошилова, которые знали Сталина со времен подполья по этому партийному
псевдониму.
А
при чем же здесь «трофейное дело» и «казнокрады»? Мы так и не узнали, имели ли
место хищения или сведения о них были сфальсифицированы Абакумовым в его
желании стереть с лица земли Серова. Но скороговорка о «золоте, бриллиантах»,
«картинах, корзинах, картонках» вместе со сценами насилия и произвола
производят впечатление на невнимательных зрителей накануне дня выборов в
Государственную думу. Авторы фильма подсказывают им: «Вы жалуетесь на
коррупцию, взяточничество, господство ворюг и жуликов, беззаконие, рост
преступности? Но посмотрите, что делалось в Советской стране, о которой вы с
ностальгией вспоминаете!»
Грязная
поделка НТВ запущена не только в ходе предвыборной кампании, но и накануне
70-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Своей клеветнической
передачей ее создатели стараются облить грязью тех, кто защищал столицу страны
и кто от ее стен дошел до Берлина, в том числе и Маршала Советского Союза
Г.К.Жукова.
Юрий
ЕМЕЛЬЯНОВ.
Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ.