В конце прошлой недели мировые агентства, а вслед за ними и ряд российских ресурсов распространили новость о смерти после 50 дней голодовки находящегося в заключении кубинского диссидента Вильмана Вильяра Мендосы. Судьба умершего кубинца не оставила равнодушным Белый дом, усмотревший в случившемся свидетельство «постоянных репрессий в отношении кубинского народа, тех бед, которые грозят борющимся за права человека». В свою очередь Госдепартамент США заявил о необходимости международного надзора за тюрьмами на Кубе. К выражениям «озабоченностей» по столь прискорбному случаю присоединились и в Европе: в частности, первый вице-премьер правительства Испании призвала Кубу «освободить всех политических заключенных», а Кэтрин Эштон история с умершим кубинцем дала повод поставить под сомнение судебную и пенитенциарную систему Кубы.
В ответ на эту кампанию Куба распространила официальное заявление с исчерпывающим разъяснением того, как все было на самом деле. Оказалось, что «диссидент» получил наказание за публичный скандал, когда Вильяр Мендоса напал на свою жену, избив ее, а потом и на вызванных его тещей стражей порядка. В итоге тюремное заключение с 25 ноября 2011 года он отбывал за преступления, связанные с «неповиновением властям, покушением и сопротивлением».
Вопреки сообщениям зарубежных СМИ, в частности, майамских, «имеются многочисленные доказательства и свидетельства, показывающие, что он не был «диссидентом» и не объявлял голодовку», говорится в документе. Уже после совершения преступления, за которое его и судили, оставаясь на свободе, Вильман Вильяр связался с «контрреволюционными элементами в Сантьяго-де-Куба». Те убедили его, что объявив себя «политическим», он имеет шансы избежать наказания.
В заявлении кубинского правительства подробно описаны причины смерти заключенного, а также медицинские меры, предпринятые врачами для спасения жизни Вильяра Мендосы. Как указывается в документе, смерть наступила в результате серьезного заболевания: «полиорганной недостаточности, вызванной септическим процессом в легких». Он был помещен в больницу сразу после того как «появились симптомы выраженного воспаления левого легкого. Принимались все меры, включая искусственную вентиляцию легких, парентеральное питание, инфузии, гемотрансфузии, вазоактивные медикаменты и антибиотики широкого спектра действия последнего поколения». Ближайшие родственники Вильяра Мендосы были в курсе его состояния и хода лечения и признали усилия медиков адекватными.
Власти Кубы не оставили без внимания и комментарии в связи с историей Вильяра Мендосы со стороны США и европейских официальных лиц. «Заявления Госдепартамента и Белого дома представляют собой еще одно доказательство постоянной политики агрессии и вмешательства во внутренние дела Кубы и поражают лицемерием и двойными стандартами. В действительности они больше применимы к вопиющим нарушениям прав человека Соединенными Штатами на своей собственной территории и в мире», – говорится в заявлении директора департамента Северной Америки МИД Кубы Хосефины Видаль Феррейро. Она напоминает о многочисленных смертных казнях в США, о том, что именно «правительство этой страны подавляет без снисхождения тех, кто осмеливается осудить несправедливость системы», а также «применяет пытки и внесудебные расправы в странах, на которые нападает, и использует жестокие полицейские меры против собственного населения».
То же самое касается и Европы: «Ни правительство Испании, ни ЕС не имеют ни малейшего морального права осуждать Кубу», – полагают на Острове. «Это невообразимо, что в условиях, когда половина молодого населения не имеет работы, когда в стране высокий показатель убийств и насилия в отношении женщин, правительство Испании тратит деньги на кампанию по представлению жестокого нападения на жену в качестве политического диссидентства», – цитирует кубинское агентство «Пренса Латина» источник в кубинском МИДе.
У вечно озабоченных правами человека США и их западноевропейских союзников вопиющие вещи творятся прямо под носом, но, конечно, не вызывают ничего подобного той волне праведного гнева, который они регулярно обрушивают на Кубу. Интернет-сайт «Кубадебате» рассказывает о недавних случаях гибели заключенных как раз в результате голодовок, только не на Кубе, а по соседству – в США.
Осенью прошлого года голодовки прокатились по тюрьмам Калифорнии. Причем это были не индивидуальные протесты отдельных людей – голодовкой были охвачены по меньшей мере 12 тысяч человек в 13 тюрьмах штата! Она стоила жизни троим протестующим узникам. От обитателей соседних камер, известны леденящие душу подробности этих смертей: в случае с одной из жертв охранники на протяжении нескольких часов игнорировали крики о помощи, а когда все-таки зашли в камеру, узник уже был мертв. (Какой контраст с якобы голодавшим кубинским «диссидентом», который умер не в камере, а в реанимации больницы «Хуан Бруно Сайас» – одной из лучших в восточной части острова.)
3 января этого года умерла 52-летняя заключенная тюрьмы в Чикаго Ливита Гомес, державшая голодовку. Как справедливо замечают кубинцы, Белый дом и Госдеп США почему-то не озаботились ни судьбой Ливиты Гомес, ни тем, что произошло с тремя голодавшими в Калифорнии. И, конечно же, никто не спешит объявлять погибших в результате голодовок в американских тюрьмах диссидентами.
Можно продолжить приводить примеры. Месяц назад в мадридском Центре интернирования иностранцев (CIE) умерла от менингита конголезка Самба Мартин. Как отмечается в статье на интернет-портале «Ребельон», Самба не просто не получила никакой медицинской помощи, но ей даже не был поставлен диагноз, потому что в указанном учреждении нет медицинского изолятора. Имя Самбы Мартин, убитой «демократией», обречено на забвение, в то время как Вильман Вильяр Мендоса поднят на щит, чтобы представить Кубу диктатурой, заключает автор заметки в «Ребельон».
Несмотря на продолжающиеся клеветнические кампании, Куба по-прежнему демонстрирует гуманность своей революции. Так, в последние дни прошлого года Госсовет Кубы объявил об амнистии более 2900 заключенных.
Ольга ГАРБУЗ
Ольга ГАРБУЗ