ЦИК РФ признала 7 марта 2012 г. выборы президента Российской Федерации состоявшимися и действительными. Пункт 6 статьи 76 Федерального закона «О выборах президента Российской Федерации» обязывает меня поставить свою подпись в Протоколе ЦИК РФ о результатах выборов президента РФ, к которому прилагается Сводная таблица ЦИК РФ о результатах выборов. В силу пункта 7 названной статьи член ЦИК РФ, несогласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Мое несогласие с Протоколом и приложенной к нему Сводной таблицей выражается в том, что зафиксированные в арифметическом виде сведения на выборах президента Российской Федерации в ноябре 2011 – марте 2012 гг. получены в том числе и за счет нарушения принципа свободных выборов.
1. Конституция Российской Федерации в статье 3 указала на свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа. Аналогичное положение содержится в преамбуле к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах президента Российской Федерации» предусмотрено, что участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению (ст. 1).
Названный принцип должен действовать на всех стадиях выборов с учетом и международных обязательств России. Принцип свободных выборов установлен в статье 3 Протокола № 1 от 20 марта 1952 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) 1950 г. Европейский суд по правам человека, толкуя в своих решениях положения статьи 3 Протокола № 1 о свободных выборах, подчеркивает, что ничто не должно препятствовать свободному формированию и выражению воли избирателей, что свободные выборы возможны только в условиях беспристрастности со стороны государства и его органов, а беспристрастность в первую очередь касается использования средств массовой информации, средств наглядной агитации, права на проведение демонстраций в общественных местах и финансирования партий и кандидатов, что государство обязано пресекать любые нарушения в ходе выборов.
2. Важную роль в формировании воли избирателей играют СМИ, которые как информируют о выборах, предвыборных мероприятиях кандидатов, так и используются политическими партиями, кандидатами для ведения предвыборной агитации. Предусмотренные законодательством для информационных телепрограмм равное по времени освещение предвыборной деятельности, запрет предпочтения какому-либо кандидату на телевидении в период избирательной кампании не соблюдались. Кандидат в президенты Российской Федерации В.В. Путин находился в весьма привилегированном положении по сравнению с другими кандидатами, участвовавшими в президентских выборах. Такой вывод подтверждается данными мониторинга СМИ. Так, общая продолжительность сюжетов о кандидатах с 1 февраля 2012 г. по 4 марта 2012 г. в выпусках новостей на трех телевизионных каналах (Первый канал, «Россия-1», НТВ), по данным газеты «Коммерсантъ», составила 164 часа 40 минут 15 секунд, в том числе о кандидатах: Путине В.В. – 58 часов 39 минут 30 секунд, Зюганове Г.А. – 28 часов 51 минуту 23 секунды, Жириновском В.В. – 26 часов 28 минут 21 секунду, Прохорове М Д. – 26 часов 22 минуты 42 секунды, Миронове С.М. – 24 часа 18 минут 19 секунд.
В СМИ, сети Интернет имеются и другие публикации по поводу неравного освещения предвыборных мероприятий кандидатов. Тем не менее ЦИК РФ 1 марта 2012 г. на основе заключений самих СМИ признала неправомерными многочисленные жалобы, в том числе и запросы депутатов Государственной думы из различных фракций по поводу нарушения равенства в освещении предвыборной деятельности кандидатов в информационных телепрограммах. При этом методические принципы, применяемые заявителями для обоснования своих выводов как противоречащие законодательству о выборах, не могут быть, по мнению ЦИК РФ, критерием оценки соблюдения принципа равенства зарегистрированных кандидатов. ЦИК РФ сомневается в корректности осуществленных подсчетов. Однако ни ЦИК РФ, ни сами СМИ не имеют каких-либо известных общественности методик подсчета эфирного времени, результаты подсчета с хронометражем конкретных сюжетов не опубликованы, что лишает заявителей возможности их сопоставления с полученными ими данными.
При таком подходе информация о деятельности В.В. Путина произвольно делится как минимум на информацию о деятельности гражданина, который, например, пишет статьи в газетах, а телевидение дает об этом информацию; на информацию о деятельности председателя правительства РФ, который совершает в рамках своей служебной деятельности поездки по стране, дает указания об улучшении условий жизни конкретных граждан, встречается с предпринимателями; на информацию о деятельности лидера Общероссийского народного союза и политической партии; на информацию о кандидате в президенты РФ, который ведет предвыборную деятельность. И только последняя часть идет в зачет эфирного времени. Однако если распространение информации, связанной с профессиональной деятельностью кандидата, не является предвыборной агитацией, то это не означает, что такая информация не является информированием о предвыборной деятельности кандидата и не подпадает под требования пункта 5 статьи 46 Федерального закона о выборах президента РФ, запрещающего неравное по времени освещение предвыборной деятельности. В этом случае СМИ не вправе нормировать время освещения в зависимости от субъективного восприятия ими степени общественной важности предвыборного мероприятия.
Показательно, что в отношении других кандидатов на должность президента РФ указанного выше разделения информации не происходит, хотя они также являются гражданами России, трое из них занимают государственные должности РФ, являются лидерами политических партий и других общественных объединений. Между тем любая информация о них считается информированием о предвыборной деятельности.
Публикации на Первом канале телевидения данных опросов общественного мнения, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения в программе «Воскресное время», в феврале осуществлялись с нарушением правил, установленных п. 2 ст. 47 Федерального закона о выборах президента Российской Федерации. В частности, отсутствовали указания на лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) публикации, не во всех публикациях приведена точная формулировка вопроса.
Конституционный суд РФ в постановлении от 30 октября 2003 г. сделал вывод о том, что информирование любого характера может, как и агитация, побудить избирателей сделать тот или иной выбор. Поэтому само по себе ранжирование эфирного времени информирования об участвующих в выборах с кратным увеличением его в пользу одного из них является способом воздействия на формирование волеизъявления избирателей.
Правоохранительные органы и избирательные комиссии не приняли действенных мер по выявлению и наказанию заказчиков, изготовителей весьма дорогих агитационных лжегазет, которые распространялись огромными тиражами. Так, информационное агентство «Интерфакс» 30.01.2012 сообщило следующее: «В феврале в России начнет выходить газета «Не дай Бог!», редакционную политику которой будет осуществлять бывший главный редактор «Известий» Владимир Мамонтов, а финансовыми вопросами займется экс-гендиректор медиагруппы «Живи!» (принадлежит группе ОНЭКСИМ) Юрий Кацман… По словам руководителей проекта, «предварительный вариант названия газеты «Не дай Бог!» – полный аналог «бренда» 1996 года (выпускался ИД «Коммерсантъ»), когда издание было специально создано «под выборы».
Известно, что газета «Не дай Бог!» в период президентской избирательной кампании 1996 года издавалась за рубежом с грубейшими нарушениями российского избирательного законодательства и по своему содержанию ее публикации были направлены на возбуждение социальной и национальной розни в стране (в соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» такие материалы являются экстремистскими). Тем не менее в феврале лжегазета с указанным названием, наполненная описанием возможных последствий избрания каждого из зарегистрированных кандидатов на пост президента РФ, кроме одного, была издана массовым тиражом и распространялась, в частности, почтовыми работниками Смоленской области. Другая лжегазета, «Смоленская правда», издатели которой также не привлечены к ответственности, запугивала избирателей конфискацией квартир и частных вкладов свыше 10 тысяч рублей, повышением пенсионного возраста до 65 лет и другими придуманными ею страшилками из якобы программы одного из кандидатов.
3. Завершающаяся избирательная кампания показала, что объективно мощный общественный потенциал комиссий используется далеко не всегда в интересах свободных выборов. По закону от имени государства как единственные органы организацией и проведением выборов должны заниматься самостоятельные и беспристрастные избирательные комиссии. Однако фактически такой статус многих комиссий не обеспечен. Большинством избирательных комиссий руководят члены или представители правящей партии, работники местных администраций и зависимых от них бюджетных организаций, выдвинутые в состав комиссий не только самой партией, но и многочисленными собраниями избирателей, порядок проведения которых законом не регламентирован, какие-либо механизмы проверки реальности таких собраний недоступны общественности. Представители других политических партий независимо от их квалификации и деловых качеств допускаются к руководству комиссиями в качестве исключения из общего правила. Они имеют значительно меньше возможностей в получении информации и документов комиссий. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны органов и должностных лиц исполнительной власти нередко носит латентный характер, а в случаях его выявления не наказывается либо выносятся символические наказания. Продолжается практика создания избирательных участков и участковых избирательных комиссий в последние дни перед днем голосования с нарушением предусмотренных законом процедур.
В нарушение принципа коллегиальности практика работы избирательных комиссий идет по такому пути, что весьма ограниченный перечень вопросов, который содержится в пункте 13 статьи 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», чаще всего интерпретируется как не обязывающий рассматривать на заседаниях другие вопросы компетенции комиссии. Фактически по усмотрению председателя комиссии их можно решать как комиссионно, так и единолично. Вследствие чего, например, ЦИК РФ коллегиально рассмотрел в ходе избирательной кампании на своих заседаниях незначительное число жалоб на нарушения на федеральных выборах. Обычная схема «рассмотрения» обращения в комиссию сводится к тому, что по поручению председателя (заместителя, секретаря) комиссии оно направляется в ту избирательную комиссию, действия которой (должностных лиц которой) обжалуются, где также не происходит коллегиального рассмотрения.
4. Использование государственных механизмов стимулирования явки избирателей на выборы связано с вменением в ряде мест руководителям организаций, прежде всего бюджетной сферы (образование, здравоохранение, социальное обслуживание), не свойственных им функций учета избирателей, выяснения их электоральных симпатий, контроля получения открепительных удостоверений, участия в голосовании.
Число избирателей, по сравнению с данными на 1 января 2012 г., увеличилось на территории России почти на 1 250 000 чел. (более чем на 1%). Наибольшие отклонения имеют место в Москве – почти 250 000 чел. (более 3%), Санкт-Петербурге – почти 380 000 чел. (около 10%), Московской, Нижегородской и Свердловской областях – соответственно почти 202 000 чел. (более 3%), более 75 000 чел. (почти 3%), 64 000 чел. (около 2%). В ряде городов на избирательных участках имелись наряду с предусмотренными законом и так называемые дополнительные списки избирателей, в которых содержались сведения о студентах и работниках организаций, не зарегистрированных на территории избирательного участка, но подлежащих включению в список избирателей на участке по усмотрению избирательной комиссии.
Резко возросло (более чем на 1,6 млн чел. по сравнению с недавними выборами депутатов Государственной думы, и более чем на 350 000 человек по сравнению с выборами президента РФ в 2008 г.) число избирателей, которые проголосовали в переносные ящики. По отдельным регионам (Мордовия, Татарстан, Ставропольский край, Волгоградская, Кемеровская, Нижегородская, Тульская области и др.) в сравнении с 2008 г. число таких избирателей увеличилось на 30–60 и более процентов. Высокий удельный вес голосования в переносные ящики парализует позитивное воздействие мер по техническому перевооружению избирательной системы.
Имели место серьезные нарушения прав наблюдателей, членов участковых избирательных комиссий, выразившиеся, в частности, в задержке допуска наблюдателей на участок и голосовании без наблюдения, удалении наблюдателей, требующих предоставления информации, пресекающих незаконное голосование вместо других лиц, отказе в предоставлении копий протоколов об итогах голосования или предоставлении неправильно оформленных копий протоколов участковых избирательных комиссий, отстранении от работы членов комиссии и многие другие. Так, например, 4 марта незадолго до окончания голосования были прекращены полномочия многих членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса в городском округе Самара под предлогом того, что невозможно достоверно установить волеизъявление выдвинувшего их кандидатуры избирательного объединения. В феврале с заседания ЦИК РФ впервые за всю историю ее существования удален член комиссии с правом совещательного голоса, назначенный КПРФ. При этом результаты голосования членов ЦИК РФ по поводу удаления с заседания до настоящего времени не оформлены правовым актом комиссии.
5. Процедура определения результатов выборов проведена в усеченные сроки и таким образом, что особые мнения членов избирательных комиссий субъектов РФ, жалобы (заявления) на нарушения закона о выборах президента РФ и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения вопреки прямым требованиям закона (п. 7 статьи 76 Федерального закона о выборах президента РФ) не приложены к Протоколу о результатах выборов, а поступившие с 4 марта по настоящее время не рассмотрены.
Прошу приложить к Протоколу о результатах выборов изложенное Особое мнение, сделать в протоколе соответствующую запись, а также опубликовать Особое мнение.
Е.И. КОЛЮШИН, член ЦИК РФ, доктор юридических наук, профессор
Е.И. КОЛЮШИН