Театру боевых действий уподобилась вся страна – из самых разных ее мест поступают все новые сообщения о взрывах на складах боеприпасов. Вот и опять канун дня расчленения великой России был ознаменован символическим грохотом взрывов на складах боеприпасов воинской части в заповедном Бузулукском бору Оренбургской области.
Чудом обошлось без жертв в военном городке, а жителям близлежащих населенных пунктов – сел Красная Зорька и Малое Алдаркино Самарской области и сел Опытный, Паника и Партизанский Оренбургской области – пришлось покинуть свои дома. Из Бора вывезены отдыхавшие в лагере дети и многие любители природы.
Половина из хранившихся в арсенале устаревших боеприпасов ранее уже была вывезена и обезврежена. Определенный запас снарядов еще находился на открытой площадке – здесь-то и начались взрывы. От разлетевшихся снарядов возникло около десяти очагов пожара в Бузулукском бору и на военном складе.
Для устранения бедствия использованы восемь вертолетов, самолеты Бе-200 и Ил-76, специальный железнодорожный поезд, 150 единиц техники и 800 человек личного состава. На горящий склад было сброшено 270 тонн воды. Для работы в опасной зоне доставлены роботы «Ель-4» и «Ель-10».
На место катастрофы прибыл заместитель министра обороны генерал армии Д.В. Булгаков, работники прокуратуры и следственного комитета.
Все как обычно. И вот эта обыденность чрезвычайного вызывает вопросы о состоянии обороноспособности страны. Генерал-лейтенант Фёдор Васильевич Денисов много лет отдал службе боеприпасов в вооруженных силах и на основе этого опыта сегодня делает оценки и выводы:
– Как никогда ранее, в годы так называемых реформ чрезвычайные происшествия повторяются все чаще. 2 мая на полигоне Мулино Нижегородской области взорвались противотанковые ракеты. Затем всего лишь через полмесяца, 18 мая, грохотали взрывы на складах боеприпасов вблизи села Духовское Приморского края. Взлетели на воздух тысячи тонн. А ровно год назад взорвался арсенал в поселке Урман, недалеко от столицы Башкирии Уфы. Через неделю после того – взрыв боеприпасов в военной части около поселка Пугачёво в Удмуртии. А еще на полгода раньше – такая же катастрофа в арсенале Военно-морского флота в Ульяновске. И тому подобное. Зачастую – гибель и ущерб здоровью воинов и мирных жителей, громадный урон стране.
Всякий раз работают комиссии, следователи, прокуроры, ищут виновных, но не делается выводов и мер не принимается. Потому что нужны государственные выводы и стратегические решения. В первую очередь о реформах. Это не новость. Победоносная Советская армия сделала свои выводы и вела реформы постоянно. Непрерывно совершенствовалось вооружение, вместе со всем народом повышался образовательный и профессиональный уровень личного состава армии, боевое мастерство.
Чрезвычайно важное значение имел срок службы в армии – сокращенный до предела, до двух лет, он обеспечивал и передачу, и применение воинского мастерства. И вдруг нынешние «реформаторы» сократили службу до года, да еще с отпуском на месяц. Да еще ведь призыв новобранцев через каждые полгода. Это значит, не успевает сложиться профессиональный состав в воинском подразделении, который мог бы и службу на высоком уровне нести, и подтянуть до этого уровня свою смену. Полная неразбериха получается.
То же самое с офицерским составом. «Реформу» свели к тому, чтобы уволить 200 тысяч офицеров и 140 тысяч прапорщиков и мичманов, а вместо них набрать 200 тысяч контрактников. Расстроена высококвалифицированная работа на сложнейшей технике, нет должной подготовки солдат-срочников.
Взять хотя бы нижегородский полигон в Мулино. Где офицеры, где специально подготовленные для обезвреживания устаревших противотанковых ракет контрактники? Их не было. Оказывается, перевозку и утилизацию ракет осуществляли солдаты срочной службы, чего не должно быть. Итог – взрыв, солдаты погибли или получили ранения.
У меня под контролем были склады боеприпасов. Какие предосторожности принимались даже не при утилизации, а при обычной инвентаризации! Приказом создается специальная команда, во главе – офицер. Приходят на склад – раздеваются полностью. В другом конце помещения переодеваются в спецодежду. Заходят в склад и изнутри закрываются на замок. На целый день. Никаких перекуров. Если выходят на обед, то дважды повторяется обряд переодевания. Портянки можно терять, но нельзя потерять ни один патрон – это человеческая жизнь…
Такой порядок соблюдался неукоснительно повсюду. А сейчас все только разваливают до конца. Все чаще повторяющиеся взрывы на арсеналах и другие катастрофы в вооруженных силах просто кричат о том, что непрофессионализм на всех уровнях управления выливается в настоящую войну на уничтожение обороны страны.
Фёдор ПОДОЛЬСКИХ
Оренбургская область
Фёдор ПОДОЛЬСКИХ