Вчера в Египте был день тишины перед вторым туром президентских выборов. Голосование должно состояться 16–17 июня. Оба кандидата, представитель движения «Братья-мусульмане» Мухаммед Мурси и Ахмед Шафик, последний премьер-министр при Хосни Мубарака, в первом туре набрали примерно равное число голосов.
До последнего момента было неясно, сможет ли Шафик бороться за высший государственный пост. Тысячи сторонников «Братьев-мусульман» и представителей других исламских организаций вышли на улицы Каира с требованием отстранить Шафика от выборов, как представителя свергнутого режима. В разных городах страны были совершены нападения на его штабы. Парламент, который контролировали исламисты, уже запрещал всем бывшим высокопоставленным чиновникам претендовать на президентский пост. Однако свое право участвовать в выборах Шафик отстоял в ЦИК.
За два дня до начала голосования конституционный суд Египта постановил, что Ахмед Шафик может участвовать в выборах. Второе решение оказалось в некотором роде сенсационным. Конституционный суд признал незаконным избрание трети парламента страны и потребовал его роспуска. Суд решил, что при выдвижении кандидатов по одномандатным округам был нарушен принцип состязательности. Согласно конституции Египта, по партийным спискам избирается 70% депутатов, а на остальные имеют права претендовать только не состоящие в партиях одномандатники. Однако выяснилось, что большинство избранных по одномандатным округам также представляют различные партии.
По итогам парламентских выборов Партия свободы и справедливости, являющаяся политическим крылом «Братьев-мусульман», и радикальная салафитская организация «Ан-Нур» получили более двух третей мест в Национальном собрании. Теперь, скорее всего, будут объявлены новые выборы, так что исламистам вновь придется бороться за победу. Вопреки опасениям, «Братья-мусульмане» заявили, что согласны с таким решением конституционного суда. Но уже на следующий день Мохаммед аль Бельтаги, второй человек в Партии свободы и справедливости назвал роспуск нижней палаты парламента «самым настоящим государственным переворотом». По последним данным, у здания парламента и Конституционного суда собираются сторонники «Братьев-мусульман». Пока они не предпринимают активных действий.
Предсказать, как будут развиваться события после избрания президента, ожидают ли Египет очередные потрясения, весьма непросто. Пока же все правоохранительные органы и армия готовятся обеспечить спокойствие и безопасность.
Министерство юстиции издало распоряжение, согласно которому офицерам египетской армии, военной полиции и разведки разрешено арестовывать гражданских лиц, нарушающих уголовный кодекс Египта. Это распоряжение вступило в силу 14 июня и будет действовать, в соответствии с приказом министра, «до опубликования новой конституции Египта и начала ее действия». Таким образом, отмена 31 мая режима чрезвычайного положения, действовавшего в стране более 30 лет, оказалась мало что значащей формальностью.
Не стихают и протесты египтян, недовольных «слишком мягким наказанием» свергнутого экс-президента Хосни Мубарака, которого суд приговорил к пожизненному заключению. По некоторым данным (их, впрочем, категорически опровергают официальные лица), в тюремной больнице состояние здоровья Мубарака резко ухудшилось, он находится при смерти.
Между тем кандидат в президенты Мухаммед Мурси призвал египтян объединиться против любых попыток фальсификации выборов. «Я готов вместе с ними принести себя в жертву, чтобы не допустить этого и отстоять свободу нашего народа. Революция была, есть и будет. У нас один путь – завершение революционного движения и переходного периода с последующей передачей военными власти выбранным гражданским лицам. Либо мы отстоим требования мучеников, либо сами превратимся в них», – заявил он на своей последней перед выборами пресс-конференции.
Павел СВИРИДОВ
Павел СВИРИДОВ