КАЖДЫЙ день, включая телевизор, вы слышите набившую оскомину рекламу: «Газпром – национальное достояние».
Так и хочется продолжить «…отнятое у нации, украденное у народа, присвоенное олигархами, отданное Западу, пущенное на ветер…» и т.д. Целая область устного народного творчества, заглушить которое и заказана круглосуточная и уже, кажется, нескончаемая телевизионная обработка массового сознания.
На фоне этого шаманства встает сегодня в памяти подвиг исследователей родной земли, увенчавшийся 50 лет назад первым газовым фонтаном на полуострове Ямал. Советская власть планомерно развивала научное изучение и практическое освоение богатств природы на благо многонационального народа нашей великой державы. И здесь, на Крайнем Севере страны, за два десятилетия трудовые коллективы геологов и ученых открыли и подготовили к разработке крупнейшую на планете кладовую природного газа и значительные месторождения нефти.
Уже тогда отчетливо прорисовывались запасы, которые сегодня на полуострове Ямал и прилегающих территориях оцениваются в 50 триллионов кубометров газа. Для сравнения напомним: открытое тогда же Оренбургское месторождение содержало около двух триллионов кубометров. Вскоре здесь был построен самый мощный в мире газоперерабатывающий завод.
Вслед за разведчиками Ямала на вахту заступали коллективы строительных и промышленных предприятий. Планировалось с 1989 года распечатать сокровищницу и через несколько лет получать с первой очереди комплекса до 200 миллиардов кубометров газа в год.
Однако развернулись провальная перестройка и переворотные реформы, – погром вместо созидания. В десятки раз сократили темпы буровых работ, хотя полностью их все-таки не остановили. И только почти через полтора десятка лет «эффективные собственники» проявили «стратегический интерес» к Ямалу. Те самые 200 миллиардов кубометров, которые Страна Советов готова была добывать 20 лет назад, теперь предполагается получить около 2025 года. Десятилетия потеряны по сравнению с советским государственным планом! Соответственно, еще дальше отодвигаются куда более грандиозные высоты добычи «голубого золота» ледяного полуострова.
Тем и ознаменовано 50-летие со дня великого геологического открытия. Самоотверженные изыскатели, советские геологи-романтики открывали богатства земли для народа, для страны, и они действительно становились национальным достоянием. А теперь чье это достояние? Не верить же зомбирующей телерекламе!
ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ богатства недр использовались главным образом для нужд гигантского развитого производства и потребностей населения по символической цене. Развивался и экспорт. В 1990 году было продано 109 миллиардов кубометров газа. Ну а захватившие власть поборники капитализма под руководством «разумелого» Ельцина сразу же сняли ограничительную задвижку на трубе, тянущейся за рубеж. Вскоре стали гнать за бугор по 180 миллиардов кубометров в год. При Путине за кордон переправили уже 194 миллиарда, далее – от 200 до 207 миллиардов.
То есть по сравнению с народной – господская власть вот уже 20 лет ведет вдвое умноженную распродажу за границей «голубого золота» России. При этом вместо продолжения естественного роста прогрессивной отрасли она более десятка лет прозябала, хотя и выглядела жизнеспособной на фоне руин других отраслей промышленности.
То же самое прослеживается и по другим сырьевым направлениям, составляющим национальное достояние. Прежде всего, разговор о нефти. Только через два десятилетия ее добыча приблизилась к советскому уровню, но так и не достигла его. Однако на протяжении долгих лет при самой глубокой яме в добыче нефти «эффективные собственники» наращивали ее безжалостную распродажу за границу.
Если в 1990 году отправили на экспорт немногим более 100 миллионов тонн из добытых 516 миллионов – только пятую часть, – то в год воцарения Путина – уже 145 миллионов из поступивших с промыслов 324 миллионов. То есть 45% долой. Почти половину. А через год и далее, вплоть до нынешнего времени, ежегодно гонят в «цивилизованный мир» от 223 до 258 миллионов тонн – до 56% добытой нефти. В 2,5 раза больше, чем при социализме, по весу, и в 5 раз – по сравнению с тем, что шло на внутренние нужды народного государства.
Внутри страны оставили в 1990 году 507 миллионов тонн, а через три года капитализма – уже только 190 миллионов, потом, при Путине, от 180 до 260 миллионов тонн нефти в год.
Росла отправк
а за рубеж и нефтепродуктов – в последние десять лет она превысила рубеж советского времени в 2–2,5 раза, с 50 миллионов до 130 миллионов тонн.
Уместно вспомнить, что разрушители нашей Родины набрали против рабоче-крестьянской власти штурмовой отряд из шахтеров. При социализме выдавали на-гора 400 миллионов тонн угля в год, но вскоре увидели вживую вызванный ими капитализм и были вынуждены в знак протеста стучать касками о московскую мостовую. Добыча обрушена до 230 миллионов, и за полтора десятка лет едва вытащили ее на уровень 300–330 миллионов тонн угля в год. Далеко до былых высот. Однако под «умелым руководством» Путина–Медведева и партии «Единая Россия» стали продавать зарубежным странам свыше 110 миллионов тонн угля в год – втрое больше против советского времени! В самой же России вместо прежних 360 миллионов в течение 20 лет остается только 220 миллионов тонн угля.
С этой стороны взглянем и на концентрат электроэнергии – алюминий (так его называют за огромную энергоемкость при выплавке). Лучшую в мире энергосистему чубайсовские «реформаторы» четвертовали. Она до сих пор не восстановила советский уровень производства, но обеспечивает экспортные сырьевые отрасли, в том числе алюминиевую промышленность.
Отечественное авиастроение обрушили, потребители алюминия тоже оказались не нужными стране – крылатый металл двинули за рубеж. От 3 до 4 миллионов тонн в год отправляется за рубеж, и вместе с ними улетают десятки миллиардов затраченной на производство этого сырья электроэнергии.
ТАКОВЫ основные виды сырья, огромная масса которого направляется для распродажи за границу. Не в оправдание рекламы, но это действительно национальное достояние, созданное трудом поколений многонационального народа, а ныне облепленное «эффективными собственниками».
Сразу же после антинационального переворота в государстве и в отношениях собственности началась бешеная гонка цен. Выразители национальных интересов, прежде всего коммунисты, настойчиво требуют остановить ее, проводить государственную политику регулирования экономики, начиная с энергетической сферы. К этому призывают митинги, демонстрации, собрания самых разных людей, вплоть до хозяек на кухнях. Но господская власть глуха к голосу народа. Цены и тарифы непрестанно растут, и такой рост закладывается на перспективу. При подготовке бюджета на 2012–2014 годы правительство утвердило увеличение регулируемых тарифов на природный газ ежегодно с 1 июля на 15%. Добиваются равнодоходности при продаже газа как на внутреннем, так и на международном рынке.
И все это с плачем о бедности добывающих компаний. Рыдания действуют. Монополиям предоставляются всевозможные федеральные и местные налоговые льготы, скидки и иные поблажки отеческого режима.
Самозваные «эффективные собственники» даже на самых щедрых промыслах говорят о низкой рентабельности, о высокой себестоимости добычи, чем и оправдывают топтание на месте.
Но как вздувается эта самая себестоимость? Например, при социализме управленческий аппарат вполне достойно размещался и с большой отдачей выполнял свой высокий долг в скромных помещениях. Скажем, штаб «Оренбурггазпрома» работал в пятиэтажном здании. Месторождение иссякает, добыча газа упала в два с лишним раза, тем не менее недавно вознесли над городом огромный административный столб.
И по всей стране, начиная с Москвы, вместе с сокращением производства и за счет производства нагородили до поднебесья стеклометаллические чертоги. Собрались всех затмить циклопической «кукурузиной» Газпрома в Питере, – с ее вершины можно воочию следить за делами на Ямале…
Лицемерно скулят о нерентабельности, выжимая последние соки из трудового народа, и не хотят признать, что нерентабелен сам этот дикий капитализм, в который ввергнута страна.
Это и паразитическое потребление класса новоявленных господ со всеми их дворцами, позолоченными личными воздушными и океанскими кораблями, купленными спортивными командами и стадионами, притонами и т.п.
Это и уничтоженная державная промышленность и выброшенные из нее на базар десятки миллионов наиболее высококвалифицированных представителей рабочего класса.
Это и составная часть господствующего класса – многократно увеличившееся вороватое и бесплодное чиновничество.
Все это и многое еще столь же противоестественное ложится мертвящей тяжестью на национальное достояние и отнимает жизненные силы у самой нации.
А заявивший о себе первым фонтаном ровно полвека назад г
азовый океан Ямала до сих пор не начал служить людям.
Фёдор ПОДОЛЬСКИХ
Фёдор ПОДОЛЬСКИХ