С 1984 года, после окончания факультета механизации Челябинского сельскохозяйственного института, я живу и работаю в селе Красный Уралец Юргамышского района Курганской области. Третий срок являюсь главой Красноуральского сельсовета. Все познается в сравнении, и за эти годы многое изменилось в жизни села, причем далеко не в лучшую сторону.
С моей точки зрения, совхозно-колхозная система производства была наиболее оптимальной формой организации труда для наших природно-климатических условий. Такое заключение делаю, потому что сам работал в совхозе на разных инженерных должностях.
К середине 80-х годов практически во всех хозяйствах была создана мощная производственная материально-техническая база, на основе которой строилась и развивалась социальная сфера. Руководство страны взяло курс на сближение условий труда и жизни селян с горожанами. В селах вместе со строительством производственных объектов возводились школы, детские сады, дома культуры, библиотеки, спортивные комплексы, общественные бани, столовые, ФАПы и т.п. То есть фактически формировались все условия для нормального труда и отдыха.
Значительно укрепился и кадровый потенциал. Почти все отраслевые специалисты в хозяйствах имели высшее образование. На всех участках трудились в основном опытные специалисты. На селе образовывался слой сельской интеллигенции в лице учителей, медперсонала, библиотекарей и клубных работников. Оставалась дома и молодежь. Пусть в недостаточном количестве. Но создавались молодые семьи, население сел и деревень росло. Только в наш красноуральский детсад ходили более ста детей (сейчас менее трети от этого числа). Именно тогда в сельских населенных пунктах сформировался довольно крепкий человеческий и технический потенциал, который при правильной организации труда и был основным двигателем в развитии села. Безусловно, не все было гладко и хорошо, но в целом развитие шло непрерывно. В перестройку, с принятием закона о выборности руководителей, со своих должностей было смещено немало грамотных, требовательных и квалифицированных администраторов, на место которых на популистской волне пришли дилетанты. Затем сельхозпредприятия подверглись реорганизации в различные ОАО, ЗАО, ТОО и т. п. Ошибочный курс на создание фермерских хозяйств привел к разделу имущества и основных производственных фондов сельхозпредприятий, а в конечном итоге — к уничтожению единой материально-технической базы сел и деревень со всеми вытекающими отсюда последствиями.
За 20 лет Россия потеряла 20 тысяч сел и деревень, еще столько же на грани вымирания, потому что в них доживают несколько стариков. Это официальные данные. Реальные на порядок выше. Вопрос: кому это нужно?
Огромный вред нанес селу закон «О банкротстве предприятий». Глупее и вреднее его ничего нельзя было придумать. В результате его действия в России уничтожена материально-техническая база не одной тысячи сел и деревень. Я свидетель того, как после объявления хозяйства банкротом его имущество, создаваемое тружениками десятилетиями, распродавалось за бесценок. А сами селяне не получали от этого ни копейки. Это привело к уничтожению не только производственных объектов, но и объектов соцкультбыта, стоящих на балансе сельхозпредприятий, — сельских клубов, спорткомплексов, библиотек и проч.
Не знаю ни одной страны, где бы так хищнически уничтожались объекты, построенные не одним поколением людей. Считаю, что сегодня депутаты Госдумы должны признать этот закон противоправным и отменить его, что даст возможность сохранить еще оставшиеся деревни и села. Если они проедут сейчас по российским селам, то увидят, что за последние два десятилетия не построено ни одного общественного здания. Создается впечатление, что на территории сел и деревень шла война и велись ожесточенные бои с применением тяжелой артиллерии. Во многих местах можно снимать фильмы о войне без всяких декораций. Молодежь бежит из села куда угодно — на Север, в города и развитые промышленные центры. У нас кто может – уезжает на нефтеперекачку и работает вахтовым методом.
Надо сказать, что часть земель в стране обрабатывается оставшимися коллективными хозяйствами, фермерами, пришедшими из городов инвесторами (они в основном занимаются полеводством). Но никто ничего не строит на селе. То есть из него выкачивают прибыль, но ничего не отдают на развитие.
В прошлом году в связи с благоприятными погодными условиями в России был получен хороший урожай зерновых, и значительная часть зерна продана за рубеж. Но это не говорит о благополучии в селе. В СССР ставилась задача довести валовой сбор зерновых до тонны на человека, а фуражное зерно закупалось для корма скота. Сейчас прежнего поголовья скота нет, поэтому мы и экспортируем зерно, покупая взамен мясо, питательные свойства которого очень далеки от производимого раньше в колхозах и совхозах.
После уничтожения совхозов и колхозов, являвшихся «градообразующими» предприятиями на селе, сельские администрации оказались в очень сложном положении. Все территории практически дотационные. Основная цель глав сельсоветов — создать более или менее приемлемые условия для жизни оставшегося населения. Принятый депутатами Госдумы закон «Об общих принципах местного самоуправления» требует от нас исполнять очень много обязанностей, которые не обеспечены ни финансами, ни техникой, ни материальной базой. Собственных доходов катастрофически не хватает, и ни о каком развитии речь не идет. В стране есть нефть и газ, а мы топимся углем и дровами. В стране леса – завались, и составы с ним идут мимо нас, но он так д
орог, что невозможно купить стройматериалы на ремонт. Мимо нас тянут газ на Запад, а нам он недоступен. Где программа газификации всей России?
Считаю необходимым изменить статью 12 Конституции РФ и ввести органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. В 1993 году их необоснованно вывели из системы органов госвласти, чтобы они не мешали проводить приватизацию. Сейчас, по-моему, наступают другие времена, и народ ждет, что новый президент Владимир Путин оправдает надежды россиян, проголосовавших за него.
Павел ДМИТРИЕВ, глава Красноуральского сельсовета
Курганская область
Павел ДМИТРИЕВ