Как объяснить, почему активный, опытный политик, бывший член Совета Федерации, депутат Госдумы, первый секретарь обкома КПРФ В.Н. Федоткин так безнадежно уступил на губернаторских выборах непопулярному главе областной администрации О.И. Ковалёву, который безуспешно управлял областью четыре года? Долг региона вырос почти в шесть раз, экономика разрушена, люди покидают родные места в поисках работы, в тысяче населенных пунктов осталось по десятку жителей…
Объяснение – в письме самого проигравшего кандидата, которое он прислал в редакцию. Текст сохранен без сокращений и правки.
Бедность развивает покорность. Чем больше бедных людей в народе, тем легче им манипулировать. Это еще раз в полной мере ощутили мы на недавно прошедших выборах губернатора Рязанской области. Весь букет нарушений был в арсенале правящей партии: недопуск наблюдателей к моменту начала работы избирательных участков, когда опечатывались урны; массовое объявление выходного дня рабочим; массовое голосование по открепительным удостоверениям и без них, причем где укажут и за кого укажут; создание дополнительных участков на предприятиях и в муниципальных учреждениях; автобусы с «карусельщиками»; голосование в больницах в кабинетах врачей и под их присмотром; запрещение наблюдателям передвигаться по избирательному участку; именные письма по адресам рязанцев, неизвестно кем оплаченные и другое. Немало поймали за руку. По всем случаям поданы письменные протесты.
Многие подобные технологии мы уже знали по прошлым выборам, но в таком массовом применении видели впервые. Конечно, все это шло от власти. Об этом много написано. Тревожит другое: раз от разу власть цинично втягивает в нарушения все больше молодежи. После выборов 14 октября приходилось слышать такую похвальбу: «Вчера «поработал» на выборах. Заработал 10 тысяч рублей». И никакого угрызения совести от нарушения закона. А сколько молодежи гнали от участка к участку и на каждом заставляли голосовать! Причем, как выяснилось, на ряде участков сидели от одного до трех специальных членов комиссии, подойдя к которым и показав особую отметку, можно было проголосовать и без открепительного удостоверения, и из другого района. Все попытки пресечь эти «карусели» натыкались на грубый отказ от председателей комиссий. Налицо был предварительный сговор. Можно не сомневаться: такие опыты над молодежью дорого обойдутся России в будущем. Вседозволенность обрушает сознание и остается на всю дальнейшую жизнь.
Не менее тревожное и опасное – это позиция и поведение многих председателей участковых комиссий, которыми в основном были директора школ. Надо было видеть, с каким ожесточением они бросались на наших наблюдателей, обнаруживших нарушения закона, и сразу шли в «наступление» – обвиняли их самих. Вообще поведение председателей комиссий разных участков было очень схожим. Создавалось впечатление, что их организованно и хорошо научили, как действовать при возникновении той или иной ситуации в день выборов. Вот такая однотипность их поведения сразу наводила на мысль – все нарушения, а также методы противодействия наблюдателям, были заранее подготовлены и отрепетированы. И это с директорами школ! С теми, кто должен воспитывать наших детей, нести им доброе и светлое! Как они могут это делать, если без возражения идут на подлог результатов голосования? Не стесняясь и того, что все это становится известным. Вот так власть учит директоров школ, а они – учеников.
Вообще, мы работали с людьми, а власти – с членами избирательных комиссий, среди которых большинство – учителя школ, многие шли на нарушения законов. И так от раза к разу, от выборов к выборам. А потом шли учить детей. Чему?
Я не стал бы столько останавливаться на этой стороне выборов, если бы не еще одна деталь. Ровно неделю до 14 октября на заседании комитета по социальной политике Рязанской областной думы обсуждались два законопроекта «Об образовании»: Правительства РФ и фракции КПРФ в Государственной думе. На заседание были приглашены ряд директоров школ, ректоры вузов, руководители районных и городских управлений образования. Каково же было мое удивление, когда они поддержали не наш закон, где говорится о размере зарплаты педагогов, доплате за классное руководство, размере стипендий, финансировании капитального ремонта школ, а правительственный вариант, где ничего этого нет! Все мои усилия призвать педагогов к здравому смыслу не дали результата. Не объясняя почему (видимо, в присутствии хозяев), они расхваливали правительственный законопроект, а потом, после заседания, выйдя в коридор, потихоньку благодарили меня за поддержку школы. Но благодарили как-то украдкой.
Все больше и больше приходишь к выводу: многие нынешние проблемы школы начинаются не с денег, а с позиции учителей. Не хочу обвинять всех. Наверняка среди них немало честных и порядочных. Но очевидно и другое. Состав избирательных комиссий меняется, приходят новые председатели, новые учителя и все повторяется сначала. Одна ли бедность виновата в нарушении законов? Некоторые оправдываются: «Нас заставили подтасовать». А смотришь им в глаза и видишь другое – в душе многие готовы к тому, чтобы их заставляли. Даже хотят этого. Лишь бы заплатили. Хоть тридцать сребреников. Вот таких власти и подбирают в состав комиссий. А потом многие удивляются, почему вбрасывают бюллетени, переписывают протоколы, подделывают подписи и печати, под любым надуманным предлогом изгоняют наблюдателей от оппозиционных партий. И не спешат исправить нарушения, даже когда их поймали за руку.
Конечно, дело не только в учителях. Нынешняя система растоптала многих, превратила их, по сути, в крепостных. Приходит врач или медсестра к пожилому человеку и говорит: «Сменится губернатор, укол некому будет сделать». Приходит почтальон: «Пенсию не смогу приносить». Из социальной сферы: «Некому будет вас навещать». Типичным стало запугивание – дороги не построят, школу закроют и так далее. И так изо дня в день. И срабатывает. Не знаю, можно ли их назвать пятой колонной? Думаю, нет. Но прислугой власти – можно. В душе многие возмущаются такими указаниями, но в
жизни выполняют их. Поистине, чтобы сегодня быть честным человеком, нужно еще и мужество.
Как никогда широко использовались деньги. Сколько их «съели» выборы губернатора – никто не знает. В Старожиловском районе на один из участков в день голосования приходили бабушки и спрашивали, беря бюллетень: «Где здесь номер один?» Как некоторые из них объясняли позже – в течение недели до выборов пожилым людям давали по тысяче рублей и, боясь, что они забудут фамилию действующего губернатора, говорили: «Голосуйте за номер один». Под этим номером его фамилия стояла в избирательном бюллетене. Вот они и спрашивали. И таких бабушек было немало. Вообще деньги сделали свое дело.
В заключение хочется сказать о так широко рекламируемых партией власти веб-камерах, с помощью которых якобы в прямом эфире можно наблюдать за тем, что делается на любом избирательном участке. Вспоминается случай, который произошел у нас в Рязани во время выборов Президента России. В областной штаб пришел наш товарищ и стал рассказывать, что видел на одном из избирательных участков. Мы включили этот участок и одновременно стали смотреть видео. Но вдруг на экране появился тот человек, который сидел рядом с нами и рассказывал. Потом мы догадались, что показывали не прямую трансляцию, как и положено по закону, а видеозапись какого-то уже прошедшего периода. Что на самом деле делалось на этом участке в это время – узнать было трудно. Может, вбрасывали бюллетени. Может еще что-то. Про этот обман мы узнали случайно. А сколько таких обманов было по стране? И никто не догадывался!
На этот раз на выборах губернатора в Рязани пошли дальше. Уже не стесняясь, настроили веб-камеры так, что ничего нельзя было проконтролировать. Одни видеокамеры показывали потолок или люстру, другие – пол, третьи – стену, четвертые – кабинки для голосования и так далее. Невольно возникает вопрос: стоило ли на это тратить миллиарды рублей бюджетных денег? И какая же это открытость?
Рязанской области отступать дальше некуда. За четыре последних года долг области возрос почти в шесть раз и продолжает расти. Он уже превысил половину всего бюджета! Куда дальше? Разрушена экономика. Уезжает больше людей, чем приезжает. В более тысяче населенных пунктов проживают по десять и менее человек в каждом. Через 3–4 года здесь вообще никого ни останется. Как в пустыне. И это называется подмосковная область!
То, что творилось 14 октября в Рязанской области, еще и еще раз убеждает: власть все больше становится политической организацией. Ее главная цель – украсть чужое и выдать за свое. Хозяйственные функции уходят на второй план или даже дальше.
Многие, наверное, забыли, как несколько лет назад руководство страны ратовало за отмену всенародных выборов глав муниципальных образований – районов и городов. Их стали выбирать, точнее назначать из состава своих депутатов. Пользуясь монополией, единороссы за это время расставили своих и теперь предлагают так называемые всенародные выборы губернаторов, заранее зная, что нынешние главы районов обеспечат им победу любой ценой. Даже ценой ухудшения жизни народа. Но долго ли это может продолжаться?
В.Н. Федоткин, первый секретарь Рязанского обкома КПРФ
19 октября 2012 г.
А на что рассчитывал уважаемый Владимир Николаевич Федоткин, многоопытный работник КПРФ? На то, что выборы «на этот раз будут честными и прозрачными», как заверяли Путин и Чуров, через каибы и под веб-камерами? Что партия власти усовестится и сникнет после нескольких пикетов и митингов протеста? Конечно же, так не думалось. В чем же тогда наша альтернатива? Почему наши доводы не услышаны избирателями? Может, неверно просчитана кампания? А если все реально представлялось, то стоило ли ввязываться в заведомо проигрышную схватку?
Можно обо всем этом помолчать, но вопросы серьезной политики сами собой не решатся и никуда не исчезнут.
В.Н. ФЕДОТКИН