Имена борцов за правду будут сиять подобно сверкающим звездам перед будущим армянским поколением на горизонте современной им истории.
Микаэл Налбандян
Эти слова армянского писателя и просветителя звучат красиво, но требуют одного уточнения: мы живем в мире информационных технологий, продажности СМИ, зомбирующего эфира и двойных стандартов, а потому не сразу поймешь, где же она, правда? Наверное, надо опереться на любимые слова русского писателя Василия Шукшина: «Нравственность – есть правда». Согласитесь, что безнравственность политиканов, например, сразу бросается в глаза.
День Лицея, день поэтической дружбы 19 октября выдался для меня трудным: с утра мы выехали из Нагорного Карабаха (Арцаха, как сейчас говорят) в Ереван на раздолбанном «рафике» и преодолели 350 километров по горной дороге, потом на такси до аэропорта Звартноц, где задерживались все рейсы, а наш – на 8 часов. Наконец, по прилете в Москву купил в метро «МК» (у нас ведь не всякую газету в автомате купишь, только «избранные»!) и открыл по дороге номер. Там была помещена в полполосы статья Михаила Горбачёва «Антиперестроечный манифест» – глава из новой наклепанной книги. Я читал с недоумением и гневом, и как-то все события, несуразицы и нестроения дня встали в один ряд. Объясняю, почему и что я вообще делал в Армении…
ПО ИНИЦИАТИВЕ Союза писателей Арцаха в Степанакерте впервые проходил Международный фестиваль поэзии под девизом «Писатель – глашатай мира». В нем принимали участие поэты из Армении, Арцаха, Германии, Ливана, Сербии, Румынии, Болгарии и других стран. Так напечатано даже на многих официальных сайтах. Обратили внимание, что Россия попала в ряд «других стран»? Можно ли себе было представить подобное в догорбачёвскую эпоху?
Хотя именно в Армении я узнал о программе Федеральной миграционной службы России «Соотечественники». Она «является неприемлемой и непозволительной для Армении» – так сказал в ходе встречи с журналистами премьер-министр страны Тигран Саркисян. По его словам, правительство Армении не давало «добро» на то, чтобы данная программа осуществляла и развивала деятельность в республике. «Мы не соглашались на это и сейчас ведем последовательную работу в этом направлении, обсуждаем вопрос с российскими коллегами, в том числе в рамках межправительственной комиссии», – подчеркнул армянский премьер. Кажется, он прав: ведь само название предполагает собирание наших русских соотечественников, оставшихся за рубежами страны после ее развала, а не безграничное увеличение нерусской диаспоры.
Многие неправительственные организации, гражданские активисты и специалисты Армении выступают против дальнейшей деятельности российской программы, поскольку она «способствует миграции и опустошению страны». Однако 14 сентября президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому программа стала бессрочной. По официальным данным миграционной службы Армении, за последние четыре года к российской программе обратились 26 тысяч граждан, из которых 1500 уже отказались от армянского гражданства и переехали жить в Россию. Участвующие в программе семьи, согласно установленным правилам российской стороны, должны отказаться от армянского гражданства и принять гражданство России. Программа предусматривает обеспечение участников работой, двухлетним медицинским страхованием, а также оплату переезда. Можно рассчитывать и на упрощенную процедуру получения российского гражданства. Ты смотри, какие льготы и какой простор для взяточничества! А я вот недавно писал в газете, как русская из Каунаса, которая переехала на родной и обезлюдевший Север, была лишена гражданства и льгот. Так мы кого собираем, какую цель преследуем – рапортовать об улучшении демографической ситуации, обеспечить Россию специалистами? В чем идея?! В Умбе, где я беседовал с каунасской, армяне в море не выходят и в леспромхозе не работают – только магазины держат. А их и так немало.
…Но вернемся на фестиваль. У нас была насыщенная и яркая программа: встречи во Дворце культуры и молодежи в Степанакерте, Арцахском государственном университете, в Доме книги в городе Шуши, в Гандзасаре. В рамках фестиваля состоялась конференция на тему «Тенденции развития современной лирики». Мы получили свежеотпечатанный альманах поэзии под названием «Поэзия на меридианах мира» на армянском и английском языках, в котором представлены стихи более 40 участников фестиваля. Горы срединной Армении в основном, голые, с отарами округлых камней, а тут, на востоке, густые леса, тронутые осенью, живописно покрывают склоны, и горных сильных рек, кажется, больше. Эта райская земля щедро полита кровью, и, наверное, не стоит здесь, походя, вдаваться в хронологию и подноготную политических и военных событий.
Заметим только, что непризнанная республика утверждается в глазах мира, тех, кто дружественно смотрит на нее, и обращение в этом плане к литературе – совершенно разумно и естественно. «Власти НКР высоко ценят роль писателей и впредь будут всячески содействовать развитию литературы. Именно в этом контексте мы придаем важность проведению подобных мероприятий в нашей республике, расс
матривая их как хорошую возможность для налаживания новых контактов, представления Арцаха внешнему миру», – было сказано в обращении президента Республики Арцах Бако Саакяна. «Когда народы распри позабыв…» – идеализировал наш гений Пушкин. Увы, пока распри во всем мире обостряются. Одна сегодняшняя роль Турции, которая и на армянской земле свой страшный след оставила, чего стоит.
Любица Милевич из Сербии вспоминала, что узнала про Нагорный Карабах из новостей, когда здесь началась война. «Тогда была война и у нас, в Сербии, и потому нам жгуче интересно все происходящее и в Карабахе, и что ждет в будущем народы Сербии и Карабаха, ведь наши судьбы чем-то похожи».
Председатель Союза писателей Грузии Маквала Гонашвили во время открытия фестиваля отметила, что она счастлива быть в Арцахе. Пронизанное любовью к армянскому народу произведение Гонашвили декламировал автор его перевода на армянский язык Гагик Давтян. «Я увожу с собой тепло и гостеприимство карабахского народа и надеюсь на тесные связи с Грузией», – призналась Гонашвили. Я давно знаю Маквалу (по-русски – «ежевика»), был руководителем семинара в Алма-Ате, где мы заметили эту талантливую грузинку, был у нее дома в гостях во время Тбилисобы. Но я никогда не пойму, почему непризнанная республика Арцах лучше и законнее непризнанной Южной Осетии? Так что и поэты сегодня политически разделены…
Мероприятие является первым в своем формате, сказал председатель Союза писателей Нагорного Карабаха Вардан Акопян: «Гости фестиваля привезли с собой в свободный Арцах праздник мира и любви!» Понятно, что это преувеличение гостеприимных хозяев, но в них есть своя правда. Так, в Ереване нас с поэтом Аршаком Тер-Маркарьяном встречал начальник управления МВД Армении и автор поэтических книг Эдуард Сафарьян. Уроженец Карабаха, во время войны он командовал народным ополчением родного села и высоко оценивает помощь наших десантников. Попав в плен, провел в азербайджанских тюрьмах более года и был обменен на нескольких пленных. Наверное, столь страшные впечатления вошли в его стихи, но я не могу в этом материале процитировать ни единой строки ни одного поэта. Такое невозможно было представить себе до эпохи Горбачева – ни в альманахе, ни в специальном выпуске газеты с нашими стихами, ни в туристских проспектах не было ни слова по-русски! А ведь русский язык признан мировым языком в ООН и ЮНЕСКО. Да и общались, кстати, армянские писатели с тем же болгарином Романом Кисволом и даже румыном Мариусом Черари на русском! Ну, вот я и упомянул снова про Горбачёва.
ИТАК, открыл портянку мемуариста на исходе 19 октября и глазам своим не поверил. Оказывается, все это не раз повторенное многословие затеяно было для того, чтобы перейти к описанию главной своей «победы»: «13 марта (не указано, что шел 1988 год. – А.Б.) в газете «Советская Россия» была опубликована статья «Не могу поступиться принципами». Ее автор – доцент из Ленинграда Нина Андреева. По своему духу, по стилю, по терминологии это был откровенно антиперестроечный манифест. На щит поднимался Сталин и все, что с ним связано. А поскольку «Советская Россия» являлась газетой ЦК КПСС, то это выглядело прямым вызовом линии, которая была сформулирована мной и только что одобрена на февральском пленуме. Реакция секретарей обкомов и даже некоторых членов Политбюро меня обескуражила. При первом же разговоре о статье с коллегами я с удивлением услышал, что некоторые в Политбюро одобряют статью».
Значит, и тогда оставались еще в высшем партийном руководстве разумные люди, которые ясно видели, в отличие от распевающего соловьем и разъезжающего по заграницам генсека, к чему все катится. Но автор начинает занудное перечисление, кто из членов Политбюро и в кулуарах высокого собрания что говорил, как он на двухдневном (! – А.Б.) заседании выламывал руки Воротникову, Лигачёву, Язову. Кто же сразу и резко осудил статью? Яковлев и Шеварднадзе. Другого от них и ждать было нечего! Автор книги «Наедине с собой» входит в раж, сражается с ветряными мельницами: «Опаснейший момент мы тогда пережили – один шаг отделял нас от беды огромных масштабов. Поэтому я счел необходимым провести обстоятельный разговор с секретарями крайкомов и обкомов партии. Лейтмотив моих выступлений и реплик на состоявшихся в марте – апреле трех встречах с партийным генералитетом был такой: кто не разобрался, пусть разбирается и исправляется, а кто думает в духе «Нины Андреевой», тому надо уходить, ибо статья эта – открытый призыв вернуться к сталинщине, которая является преступным и глубоко аморальным явлением.
– Для вас, – обратился я к секретарям, – скажу: сотни тысяч партийных активистов расстреляны (до миллиона), три миллиона отправлены в лагеря. И это не считая коллективизации, которая затронула еще миллионы. Нина Андреева, если пойти по ее логике, зовет нас к новому 1937 году».
Какой же лживый демагог! Читал ли он сам статью, где черным по белому написано: «Вместе со всеми советскими людьми я разделяю гнев и негодование, по поводу массовых репрессий, имевших место в 30–40-х годах по вине тогдашнего партийно-государственного руководства. Но здравый смысл решительно протестует против одноцветной окраски противоречивых событий, начавшей ныне преобладать в некоторых органах печати». Где здесь призыв к сталинщине? Почему он опять оперирует дутыми цифрами? Зачем вообще упоминать о «беде огромных масштабов», как будто никто не помнит, какие грандиозные беды грянули сразу после ответной зубодробительной статьи в «Правде» в адрес «Советской России» и Нины Андреевой?
Ведь еще до партийной и газетной дискуссии в феврале того же 1988 года Ельцин на Пленуме ЦК КПСС после доклада Горбачёва был освобожден от обязанности кандидата в члены Политбюро, затаил смертельную обиду. У Горбачёва появился реальный могильщик – и самого его, и перестройки, и «социализма с человеческим лицом». Б
уквально через несколько дней начались погромы и резня в Сумгаите, вспыхнули первые стычки в Нагорном Карабахе, заявившем о своем выходе из Азербайджанской ССР. Следы этого мы встречали в поездке на каждом шагу. В мае Верховный совет СССР принял закон о кооперации в СССР. Это был такой удар по перестройке, вообще по экономике страны (через кооперативы обналичивались и разворовывались средства!), что никакая Нина Андреева с этим не сравнится. Ну а в июне ВС Армении дал свое согласие на вхождение НКАО в состав Армении. И началось, и покатилось…
В апреле следующего года в разгоне митинга у Дома правительства в Тбилиси приняли участие войска Закавказского округа, пролилась первая кровь, началась компания по очернению Советской армии. Наконец, 18 мая была принята Декларация о суверенитете Литвы в нарушение главных статей Конституции СССР. Политбюро все это глотало, а Яковлев вообще взращивал «Саюдис»! Летом начали бастовать шахтеры Кузбасса и Воркуты. Если Горбачёв издалека не понимает, что это было началом конца и страны, и всей его политической карьеры, а слово «перестройка» уже произносилось со смехом, с презрением, то он, оказывается, вообще не политик, не умный человек, мягко говоря.
Ну а следующий год – полный крах. Он начался с погромов армян в Баку, с провокационных выстрелов во время событий у Вильнюсского телецентра (Горбачёв испугался и сказал, что он вообще об этом не знал и приказов не отдавал), а потом последовало проведение Первого съезда народных депутатов РСФСР и избрание Ельцина. Всё, Горбачёв сдулся и кончился!
Больше не буду перечислять общеизвестное, а только еще раз повторю, что, если старый человек, «лучший немец» вместо того, чтоб набраться мудрости, проанализировать цепь своих роковых ошибок и покаяться, сваливает главную вину на доцента института, то думаешь: может, и впрямь лучше было бы иметь во главе страны честного патриота, а не жалкого трепача и предателя национальных интересов.
День товарищества закончился у меня с презрением на такой вот фальшивой и безнравственной ноте. Но имена борцов за правду, как сказано в эпиграфе, продолжают сиять.
Александр БОБРОВ
Ереван – Степанакерт – Москва
Для того, чтобы оставить комментарий вы должны сначала войти на сайт или зарегистрироваться
НОМЕРА
№131 (15246)24 ноября
В этом номере:
· Официальный визит президента Кубы в Москву
· «Так поступают только настоящие друзья»
· Лидер КПРФ встретился с президентом Республики Куба
· Комманданте пришёл на площадь Фиделя
· ОПЖ без ожиданий
· Там стан Станислава
· Электромобиль «Москвич»
· Атомный ледокол «Якутия» спущен на воду
· Клип в газете. Жители Ленино, близ Липецка, считают, что живут в каменном веке
· Рацион пришлось менять
· Прожил впустую
· Рванул в Москву
· От среднего класса до черты
· Гудит набатом шар земной
· Сознательная политика
· И мы шагнули за порог
· Памятник в Ногинске
· Аномальные рукотворности
· «Эй, моряк, ты слишком долго плавал…»
· Последний доктор Вершины Тутуры…
· В поисках «золотого» бивня
· Европарламент принял резолюцию, объявляющую Россию государством-спонсором терроризма