50 лет назад в честь юбилея Советской власти были введены в эксплуатацию первые два агрегата Красноярской ГЭС – первенца Енисейского каскада. Это действительно была мировая сенсация, потому что никто в мире ранее не мог освоить гидроагрегаты единичной мощности в полмиллиона киловатт. Наша страна лидировала и в космосе, и в энергетике. Так пусть же сегодняшняя никчемная власть призадумается: смотри, чего они тогда достигали!
Об этом рассказ бывшего участника строительства Красноярской ГЭС Олеся ГРЕКА.
В штабе строительства Красноярской ГЭС, как и в настоящем штабе фронта. Ответственные дежурные – руководители подразделений – фиксировали событие за событием. Оперативной обстановкой денно и нощно руководил начальник строительства Андрей Ефремович Бочкин, покинувший больничную палату, где находился на лечении.
24 августа крановщики пятисоттонных кранов Юрий Лангада и Татьяна Кирпатовская синхронно опустили 900-тонный ротор в статор генератора первого пускового гидроагрегата.
Гидроэлектромонтажная бригада Ивана Блохинова досрочно смонтировала первую очередь открытого распределительного устройства – 220 кВ.
19 сентября со снайперской точностью установлен 900-тонный ротор второго агрегата Красноярской ГЭС.
26 сентября бригады монтажников Ивана Дерюгина и Виктора Евдокимова закончили установку гидроподъемников для маневрирования затворами на водоводах пусковых агрегатов.
1 октября работа многих служб строительного управления здания ГЭС позволила приступить к затоплению котлована второй очереди, под прикрытием перемычек которого возведена станционная часть плотины и здания гидростанции. Менее чем через сутки вода здесь поднялась на четыре метра, и ее уровень сравнялся с уровнем Енисея нижнего бьефа.
Утром 5 октября экскаваторщик драглайна Николай Кирпатовский раскрыл низовую перемычку, ограждающую котлован здания ГЭС. Подготовка к прокрутке агрегата на холостых оборотах велась полным ходом.
Бригада гидроэлектромонтажников Константина Дорогова и Ивана Неудачина под руководством старшего прораба Героя Социалистического Труда Алексея Горемыкина закончила ревизию трансформатора мощностью 630 киловольт-ампер всего за 25,5 часа. Это стало рекордом, которого не достигали ни на одной гидростанции.
8 октября Енисей впервые вошел в трубопровод первого пускового агрегата, и началась проверка водного тракта и работа отдельных узлов турбины.
13 октября 1967 года. Глубокая ночь – 3 часа 22 минуты. В Красноярском водохранилище уже было накоплено 30 миллиардов кубометров воды, что обеспечивало возможность ввода в эксплуатацию двух агрегатов Красноярской ГЭС с минимальной нагрузкой, согласно пусковой схеме, разработанной проектировщиками и утвержденной всеми полагающимися службами от Министерства энергетики и электрификации СССР и до отделов Управления строительства «Красноярскгэсстрой» и дирекции строящейся ГЭС.
Ответственный этап начинался с холостого пуска агрегата.
Что такое холостой ход? Монтажники, собрав агрегат, должны наладить его работу, как мастер часовой механизм, а это значит убедиться: нет ли боя многотонного вала, при помощи балансировки проследить за положением ротора, посмотреть, как ведет себя крестовина агрегата. Одним словом, прощупать каждую деталь машины, почувствовать ее в своих руках. Пуск–остановка–осмотр–анализ и снова пуск. И так 72 часа. По монтажному закону.
Председатель государственной комиссии Александр Алексеевич Беляков – человек, построивший много гидроэлектростанций, в том числе и прославленный Днепрогэс, внимательно выслушивает донесения дежурных постов у гидротурбины. И хотя ему не раз доводилось присутствовать при оживлении агрегатов, все же к этому нельзя привыкнуть. Он заметно волнуется, произнося:
– Пуск разрешаю!
В притихшем машинном зале возникает гул, словно приближается грохочущий поезд. Это Енисей с высоты тридцатиэтажного дома ринулся в стальные пасти водоводов, по каждому из которых свободно может пройти целый железнодорожный состав. Мощный поток достиг лопастей рабочего колеса, и тогд
а медленно повернулся стотонный вал гидротурбины, увлекая за собой во все ускоряющемся беге ротор исполинского генератора.
Число оборотов нарастает с каждым мгновением. 20... 30... 50... 70... 80... 93. Турбина набирает рабочие обороты, гул в зале усиливается, и стальные плиты перекрытия начинают мелко подрагивать под ногами. Там, в тридцатиметровой глубине кратера стремительно и плавно вращается стальная махина, весящая 2600 тонн. А снаружи, под плитами перекрытия, возвышается только небольшая башенка генератора-возбудителя. Люди стоят на почтительном расстоянии. Но вот, перешагнув невидимый барьер, к ожившей машине подходит начальник строительства Красноярской ГЭС Герой Социалистического Труда А.Е. Бочкин. Андрей Ефимович снимает с седой головы потертую черную кепку и ухом приникает к корпусу генератора, словно врач прислушивается к пульсу. Он стоит так одну-две секунды, потом поворачивается к людям, плотным кольцом окружившим пусковой агрегат. Лицо Деда (так уважительно называют его рабочие) светлеет, кажется, что он сбросил добрый десяток лет.
– Идет, хорошо идет! Спасибо! – И начальник строительства пожимает руки опытным бригадирам «Спецгидроэнергомонтажа» Василию Яковлевичу Сахатырю, Николаю Ивановичу Деревянно, Михаилу Михайловичу Ждановичу, Илье Матвеевичу Калинкину, начальнику участка Николаю Васильевичу Затовскому, главному инженеру Евгению Федоровичу Зайцеву... Пожимает руки тем, кто в короткий срок собрал и оживил уникальные гидроагрегаты.
До включения в сеть первый агрегат проходил тщательные испытания на холостом ходу. Его осматривали так внимательно, как, возможно, осматривают космические корабли перед запуском в космос.
Работы было много и наладчикам, и монтажникам. Ведь до Дивногорска гидроагрегаты такой мощности – 500 тысяч киловатт! – еще нигде не испытывались, не моделировались. По сути, в машинном зале Красноярской ГЭС происходил громадный гидротехнический эксперимент.
Справедливости ради надо вспомнить, что этот эксперимент начался несколько раньше. О нем рассказал шеф-инженер ЛМЗ В.И. Бобашов:
Прежде чем приступить к красноярской гидротурбине, металлисты спроектировали и изготовили машину мощностью 11 тысяч киловатт, которая являлась хотя и уменьшенной, но точной копией гидротурбины первенца Енисейского каскада. Специальное бюро натурных испытаний, которое возглавлял опытный инженер завода Илья Николаевич Синча, смонтировал «опытную маму» турбин-гигантов на Боксанской ГЭС.
Почему именно на Боксанской гидроэлектростанции?
Горная река Боксан, берущая начало в ледниках Эльбрусья, создавала напор воды на этой ГЭС 92 метра, а на Красноярской ГЭС расчетный напор тоже близкий – 93 метра. Понятно, что это очень близкие параметры. Рабочее колесо опытного образца имело диаметр 120, а рабочее колесо Красноярского агрегата – 750 сантиметров. На Боксанской ГЭС проводились и энергетические, и кавитационные испытания четырех образцов рабочих колес и конструкций отсасывающих труб, а также вибрационные испытания. Полученные данные послужили при изготовлении турбин Красноярской ГЭС.
– В жизни ведь все взаимосвязано, – философски произнес Василий Иванович Бобашов. – Смотрите, дочь Ильи Николаевича Синча, того самого инженера, что руководил изготовлением опытного боксанского образца, после окончания Ленинградского политехнического института занималась на заводе натурными испытаниями гидротурбинного оборудования, а вот сейчас участвует уже в монтаже гидроагрегатов здесь, на Енисее.
Монтажники агрегатов Красноярской ГЭС
И вдруг среди монтажников возникло какое-то замешательство. Агрегат №1 остановился с нарушением всех режимов. Начальник Братского участка «Спецгидроэнергомонтаж» Н.В. Затовский, по характеру оптимистичный, спокойный человек, взволнованно докладывал председателю государственной комиссии А.А. Белякову и начальнику строительства гидростанции А.Е. Бочкину, что на машине сгорел подпятник.
– Не понимаю, почему на наших агрегатах не предусмотрена принудительная смазка подпятника, – разводил руками главный монтажник.
– Так нас же уверяла дирекция станции, – вставил А.Е. Бочкин, – что заводчане применили баббитовые сегменты, которые гарантированно предохраняют подшипник от нагрузки вращающихся частей агрегата.
– Видимо, не до конца просчитали, – покачивая выразительной с
едой головой, добавил председатель государственной комиссии.
На всех крупных гидростанциях нашей страны, и Братской ГЭС в особенности, для обеспечения пуска и остановки агрегата предусматривалась принудительная смазка подпятника. Она заключалась в том, чтобы создать масляную пленку между движущимися частями и неподвижной частью подпятника путем подъема на небольшую величину вращающихся частей, куда специальными насосами нагнеталась масляная защита. Все это осуществлялось автоматически.
Печальный результат обескуражил всех. Срывалось обязательство красноярских гидростроителей перед страной. Да и всем миром, ведь средства массовой информации разносили по близким и далеким весям, что на Енисее к юбилею Родины под нагрузку поставят два гидроагрегата, каждый небывалой мощности. И вот ситуация.
Спор спором – почему да от чего, а выход требовалось найти. И первым предложение подал Н.В. Затовский, монтировавший и запускавший агрегаты Братской ГЭС.
– Надо обратиться к соседям, возможно, у них есть комплектующие детали принудительного устройства. Не откажут же они?
Как бы то ни было, для енисейцев и ангарцев дело превыше всего. Государственная комиссия приняла принципиальное решение: на красноярских агрегатах принудительную смазку делать – и на первом, и на втором.
Делегация незамедлительно вылетела в Братск. В нее вошли директор строящейся Красноярской ГЭС Борис Александрович Растоскуев и главный инженер Управления «Красноярскгэсстрой» Юрий Константинович Козярский, бывший работник «Братскгэсстроя».
А тем временем монтажники приступили к подготовке второго агрегата Красноярской ГЭС к пуску на холостые обороты.
Соседи по-братски отнеслись к проблеме красноярских гидростроителей. У них нашлись в небольшом количестве комплектующие детали, но только для одного агрегата. Масляный насос и электродвигатель к нему были взяты со своих гидроподъемников, имеющихся в резерве. Проектировщики и конструкторы объединения «Электросила» срочно разработали проект установки принудительной смазки подпятника на всех агрегатах Красноярской ГЭС.
25 октября 1967 года. Через двенадцать дней были закончены ремонтные работы с установкой принудительной смазки подпятника на первом агрегате, и снова с разрешения государственной комиссии поставили на холостые обороты.
А 27 октября на старт вышел и агрегат №2, правда, без принудительной смазки подпятника, так как заводчане к тому времени еще не успели изготовить необходимое оборудование. Естественно, волновались не только монтажники. Риск был, но не слепой, а обдуманный и с профессиональной смекалкой.
Руководители турбинного цеха, волжане, прибывшие по приглашению на Красноярскую ГЭС, – начальник цеха Юрий Николаевич Жданов и старший мастер этого же цеха Георгий Аксентьевич Злобин – разработали уникальный способ смазки подпятника второго агрегата говяжьим несоленым салом. Начальник Братского участка «Спецгидроэнергомонтаж» Н.В. Затовский высоко оценил находчивость инженеров-эксплуатационников.
Агрегаты проходили испытания. Требовалось проверить на прочность обмотку статора и ротора генератора повышенным напряжением от рабочего номинального. Подобные испытания тоже не всегда гарантированы, но в этот раз они прошли успешно, что подняло настроение всем строителям. Ведь в запасе уже не оставалось времени – до намеченного срока оставалось семь дней.
30 октября закончились высоковольтные испытания первого агрегата, и он готовился к выдаче электроэнергии Сибири…
Проверено всё до мелочей. Вновь председатель государственной комиссии А.А. Беляков просматривает в пусковом журнале записи руководителей подразделений, отвечающих за готовность своих участков работ и предусмотренных правилами пуска, делает заключительное решение.
Промышленного пуска ждали все. И не только в Дивногорске, не только в Красноярске. Ждала Москва, Ленинград... Ждала вся наша страна. И мир ждал.
Решающий момент наступил 3 ноября 1967 года.
Дежурный инженер станции Георгий Черноног связывается по телефону с дежурным красноярской энергосистемы и сообщает ему о готовности подключения к системе первого агрегата Красноярской ГЭС. Получив разрешение на ввод енисейской энергии, Георгий подходит к пульту. Извлекает из кармана ключ, вставляет в скважину, но не спешит его поворачивать. Минуты две-т
ри Черноног внимательно смотрит на ожившую стрелку синхронизатора. Происходит уравновешивание напряжения генератора с напряжением сети. Наконец, стрелка останавливается.
7 часов 40 минут. Дежурный инженер станции, волнуясь, поворачивает ключ. Негромкий щелчок. За бетонной стеной электростанции возникает низкое монотонное гудение. Исполинский трансформатор принял на себя ток первого генератора и послал его на площадку открытого распределительного устройства, которое рядом с ГЭС ощетинилось пиками выключателей. Путь «электрической реке» открыт. Пробудился исполин на Енисее!
Символично, что Енисей начал трудиться с мощностью Волхова. Волхов – это было начало осуществления великого плана электрификации России. Красноярская ГЭС – это гигантский шаг нашей страны к коммунизму.
Через день, 4 ноября 1967 года, в 23 часа 51 минуту промышленный ток выдал второй агрегат Красноярской ГЭС. В энергосистему Сибири его вводила инженер Галина Ивановна Швецова.
Гидростроители выполнили социалистические обязательства перед Родиной. К юбилею своей страны они преподнесли достойный подарок.
Право поднять вымпел «Слава Труду!» на торжественном митинге в честь великого события из 49 соревнующихся комсомольско-молодежных коллективов завоевала бригада бетонщиков имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской (бригадир Анатолий Петухов) и бригада водителей имени Григория Астапчика (бригадир Виктор Попов).
5 ноября 1967 года на основных сооружениях, на площадке перед зданием ГЭС, где уверенно работали два гидроагрегата, состоялся многолюдный митинг гидростроителей Красноярской ГЭС и гостей, которых с большой победой от имени Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР поздравил член ЦК КПСС, первый секретарь Красноярского крайкома партии А.А. Кокарев.
…А впереди еще было десять агрегатов Красноярской ГЭС.
Олесь ГРЕК
Олесь ГРЕК
Для того, чтобы оставить комментарий вы должны сначала войти на сайт или зарегистрироваться
НОМЕРА
№131 (15246)24 ноября
В этом номере:
· Официальный визит президента Кубы в Москву
· «Так поступают только настоящие друзья»
· Лидер КПРФ встретился с президентом Республики Куба
· Комманданте пришёл на площадь Фиделя
· ОПЖ без ожиданий
· Там стан Станислава
· Электромобиль «Москвич»
· Атомный ледокол «Якутия» спущен на воду
· Клип в газете. Жители Ленино, близ Липецка, считают, что живут в каменном веке
· Рацион пришлось менять
· Прожил впустую
· Рванул в Москву
· От среднего класса до черты
· Гудит набатом шар земной
· Сознательная политика
· И мы шагнули за порог
· Памятник в Ногинске
· Аномальные рукотворности
· «Эй, моряк, ты слишком долго плавал…»
· Последний доктор Вершины Тутуры…
· В поисках «золотого» бивня
· Европарламент принял резолюцию, объявляющую Россию государством-спонсором терроризма