Свет мал, а Россия – велика.
Иван Гончаров
В октябре 1852 года из Кронштадта, хорошо знакомого президенту Путину и премьеру Медведеву, в кругосветное плавание вышел фрегат «Паллада» под началом адмирала Евфимия Путятина. На борту корабля находился писатель Иван Гончаров, который написал впоследствии знаменитый роман «Фрегат Паллада». В нем-то и содержится глубокая фраза: «Свет мал, а Россия – велика». Надо бескрайнее отечество постичь, выстрадать, полюбить. «Надобно проездиться по России», – как не уставал повторять великий странник Гоголь.
И вот в октябре этого года, спустя полтора века, мы снова услышали о том, как велика, красива и… недоступна для многих Россия. Мировой туристский поток уже превысил 1 млрд человек, а к 2020 году, по прогнозам Всемирной туристской организации (гуманитарная ВТО), удвоится. При этом Россия, имея пятый в мире туристский потенциал, занимает лишь 59-е место по посещаемости туристами. Если говорить о внутреннем туризме, то он тоже влачит жалкое существование: дороговизна передвижения, неразвитая инфраструктура, неразработанность маршрутов, отсутствие ярких описаний в СМИ, особенно увлекательных показов по ТВ, оставляют неведомыми для наших граждан и, что особенно горько, для школьников и молодежи многие наглядные вехи культуры и истории России, прекрасные уголки Родины. Напомню, что любопытства нашим гражданам не занимать: ведущую роль среди основных видов туризма занимает культурно-просветительный (культурно-познавательный) туризм – 60% против 11% туризма лечебно-оздоровительного.
Может быть, поэтому туризм как отрасль и важнейшую сферу деятельности передали министерству культуры. Готово ли к этому оказалось ведомство, куда пришел новый министр – бывший депутат и писатель Владимир Мединский, а замом, курирующим туризм, была назначена питерская журналистка, а потом чиновница Алла Манилова? Совещание, прошедшее 24 октября в Бетховенском зале Большого театра, на котором прошло обсуждение проекта госпрограммы «Развитие культуры и туризма», показало со всей очевидностью: нет, и еще раз нет! Вроде бы должна была состояться дискуссия с экспертами «Открытого правительства», членами Общественного, Экспертного и Координационного советов при минкультуры России, членами Совета по культуре и искусству при президенте РФ. Модератором дискуссии был назначен молодой баловень судьбы режиссер Василий Бархатов, который сам-то «проездиться по России» еще не успел, а может, и не больно хотел. Что понимает этот мальчик-мажор в столь серьезной сфере не просто развлечения, а познания, оздоровления, патриотизма, экономики наконец. Многие думают: ой, чего тут понимать – садись да поезжай. Ну да, во Францию, которая принимает туристов больше, чем всё ее население, или в Италию, где это одна из ведущих отраслей народного хозяйства, по-нашему говоря. В ней заняты специалисты и менеджеры высочайшего класса. У нас презентацию программы провел заместитель министра культуры А. Бусыгин (а почему не прямой куратор А. Манилова – давняя соратница Путина по выборному штабу Собчака?).
С заранее подготовленными предложениями выступили эксперты: В. Толстой – директор музея «Ясная Поляна» и советник президента РФ (он говорил толковые вещи как замечательный специалист в своем деле), профессионал С. Шпилько – глава Российского союза туриндустрии, но остальные… Выступили Л. Зелькова – директор Фонда Потанина, А. Терешкова – директор Новосибирского центра современного искусства (хватит нам Гельмана, который обещал завлечь в Пермь толпы туристов), К. Мелик-Пашаева – ректор Российского университета театрального искусства (ГИТИС), М. Ревякина – генеральный директор национальной театральной премии-фестиваля «Золотая маска». Ну, это уж просто карнавал, а не обсуждение. Дальше перечислять нет смысла.
Я читал информацию на обновленном сайте министерства и думал, что тронулся умом. Где представители республик и областей России, славящиеся турмаршрутами, профессора Международной академии туризма, методисты министерства образования, Центрального совета по туризму, Детско-юношеского туристского центра? Почему нет редакторов издательств, выпускающих книги путешественников, таких как «Вече» или «Слово»? Наконец, где руководители Союза журналистов и главное – Союза писателей? Всему миру известно, что Россия создала великую путевую (туристскую!) прозу – от «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Путешествия в Арзрум» Пушкина до «Путешествия к истокам Волги» Островского, «Владимирки» Слепцова, а уж дальше – «Владимирские просёлки» Солоухина, «Мой Дагестан» Гамзатова, «В краю истоков» Васильева. Полосы газетной не хватит – черпай пригоршнями идеи незаемные, маршруты самоцветные, приметы самобытные! Ан нет… В телерепортаже режиссер Герман-младший начал глубокомысленно изрекать чушь: «Надо сменить все кадры на молодые! Резко сменить». Он, наверное, поверил, что всего добился сам, без папы. Другой режиссер, Владимир Хотиненко, начал рассказывать про красоты Сахалина, где он снимал фильм «Потрясающе!». А знает ли он, во сколько обойдется сегодня это потрясение? Кстати, цена железнодорожного билета на плацкартные места для пассажиров, не имеющих права на льготы, может вырасти почти на 60% в 2013 году, сообщил вице-президент РЖД Михаил Акулов в ходе общественных слушаний проекта федерального бюджета на 2013–2015 годы в Общественной палате России. Прощайте, поездки для малообеспеченных граждан, какой уж там туризм…
В печально известном Бетховенском зале, где Б. Ельцин встречался с творческой либеральной интеллигенцией, звучали одни прожекты – без экономических просчетов и юридического обоснования, без внятной господдержки и льгот, без книгоиздательской программы и специальных просветительских СМИ (ведь у н
ас одна глянцевая реклама!), без подготовки кадров. Вот выкинь Германа-младшего с такими же папенькими сынками из Дома кино на ту карельскую речку и озеро, где снимались «А зори здесь тихие», без опытного инструктора, снаряжения – так они за две ночи загнутся!
А какова беспомощность в содержательной части наспех подготовленной программы! Там говорится: «На основании предложений регионов, рекомендаций ученых и специалистов предложен перечень перспективных территорий для образования этнографических музеев-заповедников».
Архангельская область. Этнографический музей-заповедник в с. Кимжа Мезенского района. Поселение возникло в начале XVI в. Поморское поселение с традиционной планировкой, крестьянскими домами, комплексом хозяйственных построек.
Почему не Малые Карелы под Архангельском, куда как раз свезли шедевры деревянного творчества из умерших деревень? Кто доберется сегодня в поморское село, спрашиваю я, сплавлявшийся по пустынной реке Умбе до Белого моря? А уж если готовите маршрут, спросите у певца Русского севера, уроженца Мезени Владимира Личутина.
Брянская область. Историко-этнографический музей-заповедник в с. Вщиж. Древнее село Вщиж. В селе сохранилось городище, детинец, фундамент церкви XII в., планировка старинного села.
Почему не городок Севск целиком, где и городище, и промыслы живые, и музей?
Московская область. Архитектурно-этнографический музей, г. Истра.
Ты смотри, как куце! Стыдно признаться, что здесь ничего не надо создавать – всё давно построено, реставрируется вовсю, отдано монастырю, а грандиозный музей ударно строится отдельно. Однако никакого подмосковного колорита тут нет – это дачно-экскурсионно-паломническое место. Если уж нужны новые места для музеев, спросите у Александра Торопцева, автора книги «История земли Московской», или Александра Боброва, автора книги «Серебряный век Подмосковья». Он с болью описывает, например, как погибает в селении Молоди имение петровского адмирала Головина, где Пастернак жил на даче, писал свою первую книгу. Вот куда люди поедут! Что же вы все-таки хотите, разработчики и лично министр Мединский, просто отписаться?
Любопытны предложения по созданию в Российской Федерации музеев-заповедников на основе исторических путей и дорог. Нужная идея! Но как исполнена? Где «Шелковый путь» на территории России, ярко описанный Валентином Распутиным, где «Серебряное кольцо России», над которым думал митрополит Питирим? Кое-что есть, конечно.
Алтайский край, Республика Алтай. Музей-заповедник «Чуйский тракт». Сохранение участков Чуйского тракта от Бийска до Кош-Агача – основных торговых ворот в Китай.
Ну, это понятно: даже блатные неграмотно пели: «Есть по Чуйскому тракту дорога, много ездило там шоферо¢в…». Но когда я прочитал следующий проект, у меня глаза на лоб полезли:
Вологодская область. Музей-заповедник «Путь из варяг в греки». Старинный торговый водный путь из бассейна Балтийского моря в бассейн Черного моря. Сохранились места главных волоков между речными системами. Интересен для музеефикации район между селами Волокославинское и Никольский Торжок.
Главный водораздел на пути из варяг в греки, из Господина Великого Новгорода – Валдайская возвышенность. Именно здесь, в окрестностях Селигера, лежали главные волоки, а по самому озеру, по вытекающей речке Селижаровке, впадающей в Волгу, и проходил основной путь! Другое ответвление – по речке Каспле на Смоленщине – в Днепр. Это же школьники по географии проходят! Обратитесь к Борису Лапченко, пишущему на берегах волоковой реки Торопы, или к Олегу Кириллову, живущему на берегу Западной Двины (Даугавы). Или у названного Боброва, написавшего книги «Белая дорога» и «Валдайские волоки».
А вот вологодский писатель и киношник Анатолий Ехалов – автор и постановщик уникальных народных праздников – обязательно бы предложил блестящий маршрут. Его начинания получили постоянную прописку не только на Вологодчине, но и в других регионах России: праздник Топора, праздни
к Коровы, праздник Коня, «Шоу драндулетов», «В снегах Кириллова», праздник Самовара, шоу «Своим умом», фестиваль «Народная песня», «Банная ассамблея» и прочее. Так и хочется поехать, принять участие, правда?!
И наконец, полностью добил раздел о музеях-заповедниках. Это просто детский лепет на уровне курсовой работы первокурсника Международной академии туризма или Московского государственного университета культуры и искусств. Кроме того, что здесь-то вообще не названо хотя бы для примера ни одного действующего или создаваемого музея-заповедника, даже не проведена их градация. Ведь есть музеи-царства – такие, как пушкинское Михайловское или Куликово поле, а есть более скромные лермонтовские Тарханы или подмосковный Новый Иерусалим, и наконец, есть погибающие музеи-заповедники или те, что еще лишь в проекте существуют. И всем им посвящено пять страниц детского лепета. Прочтите для примера, понимающие: «Граница историко-культурного заповедника определяется на основании историко-культурного опорного плана и иных документов и материалов, она может не совпадать с границей достопримечательного места». Правда? Кто бы мог подумать, что нельзя застраивать окраины Бородинского поля, простор вокруг тютчевского Овстуга или рядом с Шахматовым Блока пойму реки Лутосни, что в реальности происходит, давит на памятные места!
А вот рекомендация, достойная школьника: «В первоначальный период становления музея-заповедника для его организации и решения первоочередных задач может быть сформирована временная дирекция с небольшим числом сотрудников (5–15 единиц). По мере дальнейшего развития будет складываться оптимальная структура занятости». К чему это относится, чем обосновано, где проверено? Зато не сказано главного: Государственная дума до сих пор не приняла закон о заповедных охраняемых территориях, национальных парках и музеях-заповедниках. А без этого все потуги (5–15 человек) кажутся бредом в Бетховенском зале.
В заключение министр российского правительства Михаил Абызов, которого при формировании представляли креативным деятелем, вяло предложил все-таки принять госпрограмму «Развитие культуры и туризма» как можно скорее, а потом уж вносить в нее доработки, которые, безусловно, требуются. Креативно… В свою очередь министр культуры Владимир Мединский жалостливо рассказал, что ведомство должно было предоставить эту программу на рассмотрение правительства РФ еще два месяца назад, но попросило отсрочку именно для того, чтобы провести общественное обсуждение документа, собрать экспертные мнения и внести коррективы. Ну, если собирать экспертные мнения на уровне премии «Золотая маска» и Германа-младшего, не прибегая к помощи специалистов туризма, краеведов и певцов земли Русской, то нормальная программа никогда не будет создана. Рассчитана она на семь лет, а выделить правительство собирается на реализацию 750 миллионов рублей, или 18 миллионов евро. Министры Абызов и Мединский должны понимать, что на эти деньги ничего не сделаешь. Например, «Анжи» заплатил за футболиста Это’О разом 27 миллионов евро – значительно больше семилетней программы. Кто-то возразит, что это деньги олигарха Керимова. Ну и что? Уровень стоимости жизни, начинаний и проектов от этого не меняется. Россия так и не сможет реализовать свой туристский потенциал при таком финансировании, а с карнавальным уровнем проработки программ не найдет никаких инвесторов.
А. МОСКАЛЁВ
А. МОСКАЛЁВ