– Различные вещуны предрекают, что в 2013-м произойдут катастрофические стихии на нашей планете. Во всяком случае, первые дни нового года полны тревог. Зафиксированы землетрясения силой от 3 до 5,8 балла вблизи Индонезии, в Индийском океане, у Новой Зеландии, в Непале, на наших Курилах, в Забайкалье. Наконец, на Камчатке активизировались вулканы Кизимен, Карымский, Шивелуч, три месяца не затихает Плоский Толбачик. Они извергают столбы пепла и представляют угрозу для авиации. Как вы считаете, Сергей Андреевич, не знаменуют ли эти явления надвигающиеся катаклизмы, которые обещают астрологи?
– Ничего особенного в том, что сейчас происходит на Земле, нет. Всё это мы уже видели: неоднократно бушевал Плоский Толбачик и другие камчатские вулканы, всё время происходят землетрясения аналогичной силы. Это всё нормальная жизнь Земли! Нужно изучать природу стихий, чтобы лучше понимать, где и почему случаются землетрясения, извержения вулканов, и уметь защитить человека. Над этим мы работаем. Но, повторяю, ничего сверхъестественного сейчас на Земле нет, и не предвидится в 2013-м, как показывает научный анализ. Всё будет в пределах ожидаемой нормы. У нас на Камчатке возможны достаточно сильные землетрясения. Они происходили и в этом году, к счастью, не в населенных районах. На полуострове практически завершена программа по сейсмоукреплению жилых домов. О Петропавловске-Камчатском можно сказать, что он готов к достаточно сильному землетрясению.
– Какое землетрясение считается сильным?
– 8–9 баллов. Всё что ниже, практически никакой опасности не представляет, разве что с полки может что-то упасть. Землетрясения выше 8–9 баллов приводят к разрушению конструкций, построек.
– Можно ли предупредить население о предстоящем землетрясении?
– К сожалению, нет. Наука такими возможностями ещё не располагает. Но население, которое живет в сейсмически опасных районах, знает, как себя вести при землетрясениях. Первое – быстро покинуть здание. Если выйти не удалось, то нужно либо встать в дверной проем, который является наиболее прочной частью в сооружении, либо спрятаться под столом, чтобы защититься от падающих предметов. На Северном Кавказе, в районе Сочи, где осенью произошло землетрясение, люди вели себя грамотно, они покинули здания. Когда толчки прекратились, люди вернулись в дома. Если землетрясение застало человека в чистом поле, то оно для него не опасно.
– Землетрясения, извержения вулканов являются следствием более глобальных процессов. Что они собой представляют?
– Глобальные процессы длятся десятки и сотни миллионов лет. Поэтому на протяжении не только человеческой жизни, но и всей истории человечества ожидать изменений в характере глобальных процессов не приходится. Мы видим и понимаем, что извержения вулканов и землетрясения на Камчатке являются следствием пододвигания тихоокеанской литосферы (литосфера – твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии) к евразийской. В результате столкновения плит образуется конвергентная зона по окраинам Тихого океана. Камчатка, Курилы, Япония – это всё области, где происходит пододвигание океанической литосферы под континентальную. Длится оно миллионы лет, будет продолжаться дальше и сопровождаться такими явлениями, как извержения вулканов и землетрясения в этой области.
– Сравнительно недавно были сильные землетрясения на Филиппинах, в районе Индонезии. Что может произойти в этом регионе в 2013-м?
– Там другая океаническая литосферная плита пододвигается к континентальной. Но механизм в принципе тот же самый. Сталкиваясь, океаническая и континентальные литосферные плиты образуют островные дуги, которыми по сути являются Индонезия, Япония, Курилы.
К сожалению, искусством краткосрочного прогноза никто сейчас не владеет. Поэтому сказать, что в какой-то зоне в ближайшее время что-то произойдет, очень сложно. Можно предполагать только долгосрочные тенденции. Вряд ли стоит ожидать в районе Индонезии каких-то сильных природных событий в ближайшее время, поскольку там произошло катастрофическое землетрясение сравнительно недавно. Оно стало разрядкой в значительной степени.
В Японии ситуация более сложная. У нее вытянутая территория. На северо-востоке Японии в 2011 году было мощное землетрясение. В долгосрочном плане велика вероятность событий на юго-восточном побережье.
– Как происходит сближение литосферных плит, порождающее землетрясения и прочие стихии?
– Основной процесс – это столкновение тихоокеанской литосферы с континентальной евразийской плитой, грубо говоря, с Евразией. Если условно считать Евразию неподвижной, то можно сказать, что океаническая литосфера под нее подныривает там, где Камчатка, Курилы, Япония.
– Этот процесс может когда-нибудь завершиться?
– Через сотни миллионов лет может. Мы видим, как происходит постепенное сближение евразийской и австралийской плит. А многообразие островных дуг – Индонезия, острова между Австралией и Евразией, – это следствие конвергенции двух плит. Через многие сотни миллионов лет можно ожидать столкновения Австралии с Евразией, как когда-то Индия столкнулась с Евразией, вследствие чего образовались Гималайские горы, Тянь-Шань и всё, что мы сейчас имеем к северу от Индии.
– Очевидно, этот процесс оказывает влияние и на территорию России?
– Если говорить об Алтае, то происходящие там землетрясения – следствие сближения индийской и евразийской плит. Каждое землетрясение, с точки зрения сближения плит, – всего лишь микрособытие.
– Но в целом вы даете оптимистичный прогноз относительно России. В 2013-м у нас не ожидается тяжелых стихий?
– На данный момент нет оснований прогнозировать такие явления. Исключение – повышенная сейсмическая опасность для Камчатки, особенно в районе Петропавловска-Камчатского, в южной оконечности Авачинской бухты. Но к этому землетрясению, кажется, успели подготовиться.
– Теперь перенесемся в Антарктиду. Там наши ученые проникли сквозь огромную толщу льда и достигли глубинных вод, сохранявшихся в неприкосновенности многие тысячелетия. Как вы оцениваете этот прорыв?
– Это уникальное достижение. К нему наши ученые стремились еще с советских времен. К сожалению, о нем мало пишут и рассказывают. А я сравнил бы этот успех с запуском первого спутника Земли. Технологически очень сложно было бурить живой ледник, пластичную текучую среду, на глубину более трех километров, чтобы достичь первозданных вод. Для этого требовалось специальное буровое оборудование. Его совершенно замечательно создали в Ленинградском – Санкт-Петербургском горном институте. Но в какой-то момент при бурении произошла авария. Была угроза прекращения работ, или надо было начинать всё с нуля, что отбросило бы процесс далеко назад. Наши исследователи нашли выход и в этой ситуации, сумели продолжить бурение. При этом даже ледяной керн был сохранен. Это потрясающей сложности технологическая задача. Наши справились и всех обошли.
Уже исследуются глубинные воды, до которых удалось добуриться. Это было архисложно. В воду нельзя было привнести никакие микроорганизмы. Нужно было стерилизовать буровой инструмент, что тоже было сделано. В этом году планируют на тросе спустить специальный зонд и взять образцы воды для дальнейшего изучения. Нужно понять, существует ли в этой воде какая-то микрофлора. Есть предположение, что вода озера, до которого добурились, стерильна. Вода переобогащена кислородом, ее температура 2–3 градуса. Подавляющее число микроорганизмов в такой среде погибает.
Думаю, в ходе исследований мы получим ответы на многие вопросы, которые интересуют не только ученых, но и всех землян. Об этом надо писать и говорить, а не о фантазиях астрологов, пугающих население концом света.
Беседовала Галина ПЛАТОВА
Беседовала Галина ПЛАТОВА