Напрасно ждали ответа от президента В. Путина во время «прямой линии» те, кого война лишила детства. Их вопросы были проигнорированы. А они давно стучатся во все инстанции, чтобы их услышали и помогли им преодолеть нищету, в которой они оказались.
Кто они, «дети войны»?
В страшные 1941–1945 годы совсем маленькие и чуть постарше наравне со взрослыми гибли под фашистскими бомбами, от зверств оккупантов, голодали, теряли родных, спасали раненых, помогали мамам на заводах, на полях, страдали от невзгод и умирали в концлагерях. У тех, кто выжил, осталось подорванное здоровье, сиротство, не всем удалось построить жизнь как хотелось. На плечи «детей войны» лег непосильный труд по восстановлению разрушенной страны. На заслуженный отдых они уходили в основном в начале 90-х и получили урезанную пенсию (в среднем семь тысяч рублей), платную медицину, недоступно дорогие лекарства, непомерно высокие тарифы ЖКХ, и снова, как в войну, – жизнь впроголодь, полная лишений, равнодушия и обмана.
Уже долгие годы тянется история законопроекта о социальной помощи «детям войны». Алевтина АПАРИНА (КПРФ) признается, что «уже потеряла счет, сколько раз поднимала этот вопрос на заседаниях Госдумы». Три года законопроект мурыжили в комитете по делам ветеранов (председатель единоросс Николай Ковалёв). Обещали принять его в 2010-м, к 65-летию Великой Победы. Шесть раз ставили в повестку пленарного заседания Госдумы, и все шесть раз переносили на более поздний срок. Причина – правительство против, на «детей войны» у минфина нет денег.
…Отметили 65-летие Победы, переизбрана Госдума, расформирован ветеранский комитет. Вопрос о «детях войны» передан в ведение думского комитета по труду и социальной политике (председатель единоросс А. Исаев). Теперь там уже не один, а 10 законопроектов на ту же тему. Законодательную инициативу проявили депутаты Костромской, Амурской, Кировской, Мурманской областей, Санкт-Петербурга, Приморского края, отдельные парламентарии Госдумы. Свои варианты проекта вносили коммунисты. Последний из них, обновленный и дополненный, – «О внесении дополнений в статью 2 и статью 20 Федерального закона «О ветеранах» подготовила фракция КПРФ в конце прошлого года. Коммунисты предлагают отнести к категории ветеранов Великой Отечественной войны граждан, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 9 мая 1945 года, и присвоить им статус «дети войны». Согласно статусу обеспечить им надбавки к пенсиям, предоставить льготы по оплате ЖКУ, лекарств, медицинского обслуживания, проезда в общественном транспорте, бесплатно доставлять дрова живущим в сельской местности, в День Победы выплачивать единовременные денежные пособия.
Единороссы восприняли законопроект, мягко говоря, без энтузиазма и, видимо, хотят замотать его по-тихому. Последнее объяснение единоросса Жукова в связи с откладыванием законопроекта вообще звучит смехотворно: правительство не подсчитало, сколько в стране «детей войны»...
В России с 2010 года сформировалась Всероссийская общественная организация «Дети войны». Ее создала активист женского движения «Надежда России», депутат Владимирского городского совета народных депутатов Людмила Бундина. Во Владимир пошли люди, письма, предложения. Истории судеб такие, что кровь стынет: как такое удалось пережить? По словам Л. Бундиной, «детьми войны» на общественном уровне занялся Всероссийский женский союз «Надежда России». Возможно, потому, что среди детей войны 75% женщин и только 15% мужчин. Сейчас в 82 регионах России образованы организации «Дети войны», их возглавляют председатели женского движения. А центром был и остается Владимир и «мама детей войны» Л. Бундина.
«Мы почувствовали эту боль, и все ниточки потянулись к нам, – подчеркивает Л. Бундина. – Мы проанализировали социальное положение «детей войны». Оно оказалось у многих на грани выживания». Опросили этих немолодых людей, какую они хотели бы получить помощь. Они хотят получить статус «дети войны» и надлежащие статусу льготы. Так определилась основная цель организации – узаконить статус «дети войны». Повседневная работа организации заключается в оказании помощи детям войны. «Недавно одной из участниц нашей организации помогли разыскать могилу погибшего отца. На наш запрос ответил подольский архив. На личные просьбы он сейчас не реагирует», – отмечает Л. Бундина.
В Ульяновске и Новосибирске заговорила совесть у местных властей, и они начали доплачивать по 450 рублей «детям войны». «Но это не решение вопроса. Нужен статус «дети войны», – повторяет Бундина. – Уходят участники войны, труженики тыла. Живыми свидетелями трагических дней войны, поколением отцов-победителей остаются только «дети войны». Мы обязаны их беречь, помогать им. Средства для этого в стране есть. Правительство не имеет права скупиться для «детей войны».
А сегодня им очень обидно и горько. Обидно потому, что в Германии дети солдат гитлеровской армии давно получают надбавки в качестве социальной поддержки. Государство признало, что их детство было искалечено войной. Платят «детям войны» на Украине, в Латвии, где нет ни нефти, ни газа. А российские власти ведут себя не по-людски.
Галина ПЛАТОВА
Галина ПЛАТОВА