Любить и умереть недостаточно – надо бороться!
Ласло Боди – венгерская рок-звезда
В красивом городе Дьёре на реке Рабе – притоке Дуная, отравленном не так давно красными отходами алюминиевого завода в Айке, сыпал нудный дождь. Медленно приходила весна в Венгрию, с запозданием на две недели, как уверяют старожилы. Под этим холодным дождем жался к старым вычурным зданиям («городом балконов» называют Дьёр) немногочисленный митинг. Полиция не пускала протестующих на проезжую часть. Несколько людей стояли в черных одеждах с желтыми звездами Давида, какие заставляли носить венгерских евреев оккупанты-нацисты. Митингующие держали плакатики, на которых было написано: «Дьёрские граждане говорят нет антисемитизму»; «Дьёндьёши, если ты против евреев, то мы все евреи», «Йоббик, Дьёр не хочет ненависти»; «Кто против евреев и цыган – это нацисты. Остальное – болтовня». Кстати «болтовня» по-венгерски звучит удивительно понятно и насущно для всякого русского – «дума». Так что за дума-болтовня объединила этих людей под дождем недалеко от фонтана с памятником сифону, который, как оказывается, был придуман здесь? К кому же обращаются люди так неблагозвучно – Йоббик и красиво – Дьёндьёши? Объясняю тем, кто не знает венгерской действительности, кто способен извлекать политические и прочие уроки.
Митинг в Дьёре (апрель, 2013 год)
В демократической России словом «националист» либеральные СМИ детей и власть предержащих пугают, а в новой венгерской конституции прямо написали, что Венгрия является (о, ужас!) национальным государством венгров. ЕС обрушился с критикой и плачем, а жестокосердные венгры проигнорировали. Да к тому же партия с экзотичным и чуть ли не ругательным для нас названием «Йоббик» по итогам выборов 2010 года имеет 46 депутатов из 380 в венгерском парламенте. Это всё равно что по соотношению в Госдуме РФ было бы больше 60 депутатов – откровенных националистов!
«Йоббик» популярна среди пролетариата небольших городов и крестьянства в восточной части страны. Не исключено, что «Йоббик» сейчас вторая по популярности партия Венгрии после правящей «Фидес» председателя правительства Виктора Орбана. Сама партия «Йоббик» определяет себя в качестве «радикальной и национально-консервативной силы». В ее партийной идеологии мощно представлена антиглобалисткая составляющая. «Йоббик» заявляет себя врагом западного вектора развития Венгрии. Вожди «Йоббик» – люди из народа, которые громко говорят о социальной несправедливости. В этом аспекте они вполне искренни и вряд ли можно расценивать их речи как простую демагогию, как заявления того же внука члена Политбюро Ильи Пономарёва, который борется якобы против коррупции, а сам за организационно-преподавательскую деятельность («Даже больше преподавательскую», – говорит он) получил 7 млн рублей в рамках проекта «Сколково». Ну вот, а утверждают, что в России профессора и доценты бедствуют! В Венгрии такое вообще бы не прошло в любой партии.
Сейчас там люди живут скромно, любимые венграми ресторанчики и даже погреба с дешевым вином (2–2,5 евро за литр!) – пустуют. Во времена социализма – не зайти, по выходным особенно: никто дома не хотел обедать. Так ведь, венгры? Брутто-зарплата, как выражаются в Венгрии, формально достаточно велика, однако велики и налоги, в итоге нетто составляла 135 тыс. форинтов (18 200 рублей), в России в 2011 году средняя нетто-зарплата составила, как уверяет нас статистика, 20 500 рублей. Средняя пенсия по размерам практически сравнялась: в Венгрии около 260–270 евро, в России якобы 9,5 тыс. рублей (240 евро). Средняя заработная плата в Венгрии в 2012 году подросла и составила 211 200 форинтов - примерно 735 евро. Но по-прежнему высоки и налоги. Такого никогда не было даже официально (мы-то знаем, отчего в России высоки «средние» зарплаты!), особенно при соцлагере, чтобы венгерская зарплата была ниже среднероссийской, но теперь благодаря Евросоюзу свершилось. Но если венгры могут на что-то держать низкие цены, они, сцепив зубы, стараются. Растет цена энергоносителей, но как стоил абонемент в целебное озеро городка Хевиза 7500 форинтов (1000 рублей) на 10 часов в течении недели – так и стоит. А больше-то в такой сильной воде и не наплаваешь. Это по цене – две ванны по 15 минут в «Мацесте», вода которой не так благотворно действует как купание в озере. Новая термальная купальня в Дьёре стоит 270 рублей на три часа со всеми бассейнами, горками и целебными ваннами. Вы найдите мне такой даже не целебный, а простой аквапарк в России? Вот что такое забота о здоровье нации на фоне наших беспрерывных подорожаний любой профилактики. Вот урок для наших министерш!
Да, мировой кризис, экономические трудности толкают к радикализму. А еще – общая политика неолиберализма, когда рыночные отношения переносятся из сферы экономики во все сферы общественной и духовной жизни, что в Венгрии, что в России. Царит зверский социал-дарвинизм и излюбленный многими нашими политиками тэтчеризм, когда «железная леди» говорила: «Нет никакого общества, есть одиночки – мужчины и женщины». Оказалось, что и общество есть, и народ, и нация! Но наши доморощенные политологи уверяют, что только мировой кризис явился причиной подъема «новых правых» в странах Евросоюза. Эта проблема достаточно оживленно обсуждается в европейских и транснациональных СМИ, у нас – почти замалчивается. А может, это новый виток мирового загнивания капитализма? На сегодняшний момент в центре внимания прежде всего те, кто попал в органы законодательной власти: это Партия свободы Герта Вилдерса в Голландии, партия «Истинные финны» Тимо Сойни в Финляндии, партия «Хриси авги» в Греции и, наконец, партия «Йоббик» Габора Воны в Венгрии. «Новых правых» в западных СМИ клеймят за их ксенофобию и правый популизм. Первой для показательной порки в Европе как раз и была избрана венгерская «Йоббик», хотя ее критики часто ссылались на внешне устрашающие уличные акции отрядов так называемой «Венгерской гвардии» – организации, которая формально не входит в «Йоббик».
Антисемитизм в неявной риторике всегда присутствовал у лидеров и рядовых членов партии «Йоббик», что, в частности, хорошо продемонстрировало недавнее дело одного из вождей партии «Йоббик» – депутата Европарламента Чанада Сегеди, произносившего антисемитские речи, а на поверку оказавшегося евреем. После разоблачения Чанад был вынужден покинуть ряды партии «Йоббик». И вот в таких-то условиях в конце прошлого года депутат от партии «Йоббик» Мартон Дьёндьёши призвал в стенах роскошного венгерского парламента на берегу Дуная составить списки политиков-евреев, особенно с израильским гражданством, чтобы проверить их персонально на предмет угрозы национальной безопасности Венгрии. На пленарном заседании Дьёндьёши обратился с вопросом к парламентскому госсекретарю по иностранным делам, почему Венгрия в конфликте Израиля с палестинцами столь быстро приняла сторону Израиля? Тот в ответ промямлил, что Венгрия отстаивает общие интересы и приветствует прекращение огня в Газе. Именно после этого Мартон Дьёндьёши и назвал подобные действия венгерского правительства результатом деятельности израильского лобби в Венгрии. Тут он и произнес ставшие знаменитыми на весь западный мир слова, получившие с легкой руки транснациональных СМИ определение «список Мартона», что злободневнее даже хилого «списка Магницкого»: «Именно сейчас настало время в связи с таким конфликтом обследовать там, где вы живете, в частности, сколько людей еврейского происхождения есть в венгерском парламенте и правительстве Венгрии, которые означают действительную угрозу национальной безопасности для Венгрии». Депутаты венгерского парламента молча выслушали это высказывание Дьёндьёши. Никто не попытался прервать его выступление и бурно протестовать сразу же после. Почему? Из-за сдержанности венгров и потому, что даже политические противники в душе разделяли эти речи.
Освобожденные из гетто Будапешта. Фото Евгения Халдея.
Волна яростной реакции на высказывание Дьёндьёши пошла на следующий день. Ее не трудно было предсказать заранее. Будапешт бушевал, а Запад громко реагировал. Посольство США в Венгрии выступило с жестким заявлением против «глубоко оскорбительных и зверских» слов депутата. Вслед за этим высказывание Дьёндьёши решительно осудил посол Израиля в Венгрии. Ну, и так далее. Эхо несмолкающих политических битв и докатилось до никак не наступавшей весны, которую я встретил в Дьёре с его скромным митингом. Накануне Конституционный суд Венгрии постановил отменить закон, запрещавший использование нацистских и коммунистических символов. Судьи посчитали, что принятый ранее документ ограничивает свободу выражения мнений, трактуя слишком широко варианты использования свастики, серпа и молота, красной звезды и других символов. Законодателям предложено внести изменения в текст документа. Демократия…
Несколько сотен цыган провели в городе Мишкольце на северо-востоке Венгрии манифестацию, выступая против дискриминации. Всего в Венгрии проживают 700 тыс. цыган, многие из них ведут оседлый образ жизни на протяжении нескольких веков. Во времена императрицы Марии Терезии им надлежало отказаться от своих обычаев и языка, но «своими» здесь цыгане так и стали. Вы понимаете: они похожи на венгров, поют их песни, говорят по-венгерски, а не по-киргизски, как на московских улицах слышишь со всех сторон, не по-молдавски, как у московских овощных ларьков, но всё равно вызывают неприятие. Впрочем, и у граждан России терпение лопнуло, как показали апрельские митинги против засилья мигрантов.
* * *
Праворадикальная партия «Йоббик» – самая молодая по составу, 30–40 лет – это средний возраст членов партии, которые не то что не помнят годы войны и послевоенного социалистического развития, а потом расцвета (восстановленные города, метро, скоростные железные дороги, выдающееся сельское хозяйство – всё из тех лет), но и событий 1956 года не помнят. Кто кого, почему и за что тогда мочил. Усвоили только словосочетание «советские оккупанты». Еще раз убедился в этом, когда прочитал беседу депутата парламента Иштвана Саваи (далее И.С.) – члена фракции, которая занимается заграничными венграми, и депутата Мартона Дьёндьёши (далее М.Д.), который внутри партии отвечает за внешнюю политику в целом. Два места из их откровений меня поразили особенно.
И.С.: Сейчас 3,5 миллиона венгров живет в приграничных к нам странах, каждый четвертый венгерский ребенок рождается за пределами Венгрии. До сих пор все венгры помнят, что 72 процента территории Венгрии отсоединили от страны после Трианона (Трианонский мирный договор был подписан 4 июня 1920 года между Австро-Венгрией и странами – победительницами в Первой мировой войне. – А.Б.). Поэтому ответственностью нынешнего официального Будапешта является оказание помощи зарубежным венграм и забота о них. Мы никогда не откажемся от идеи возвращения тех сородичей, которые оказались за пределами Венгрии, обратно. В Венгрии никто, включая правящую партию, не осмеливается об этом сказать вслух, но наша партия заявляет об этом открыто. Да, мы признаем, что у этого заявления нет политической реальности в настоящий момент. Мы заявляем лишь о том, что не имеем права отказаться от зарубежных венгров. В течение XX века в венгерской истории было много неожиданных моментов, то есть всё так быстро меняется, что вполне возможно, что когда-нибудь это может стать реальностью. Сейчас это не имеет никаких оснований, но в принципе, как от идеи, мы не можем от этого отказаться.
М.Д.: Но, конечно, здесь не идет речь об организации военных действий по возвращению территорий. Прежде всего, нельзя забывать о зарубежных венграх и нужно думать о сохранении их культурных традиций, языка и обычаев. Границы могут однажды поменяться, бывает и такое.
О, уж мы-то в России хорошо знаем, что такое бывает в одночасье, когда опускается советский флаг над Кремлём, и вдруг земли, завоеванные и обжитые русскими, оказываются за границами когда-то искусственно нарезанных республик! Но там депутаты ставят твердую цель: сохранить на этих территориях венгерский язык, идентичность, культурные ценности. Основное условие – создание экономических условий, чтобы люди не уезжали, оставались компактно проживать на этих территориях. Депутаты уверяют: «Венгрия – единственная страна Европы, покинув которую в любом направлении, вы найдете компактно проживающие венгерские общины». Зато Россия – единственная страна мира, где поезжай из европейской части в любом направлении, и везде – за Днепром, за Уралом-рекой, за Сеймом, Неманом, Даугавой (Западной Двиной) и Нарой – ты найдешь не общины, а целые анклавы и поселения притесняемых и растворяемых русских! Но это наших политиков мало заботит, и даже несбыточной пока мысли вернуть их в лоно матери-родины они не лелеют. В Венгрии, как раньше в Германии, – принципиально не так!
Еще весьма характерен и болезнен лично для меня был их ответ на вопрос:
какова ситуация у венгров на Украине? Мол, власти Украины занимают жесткую позицию в сфере языковой политики по преподаванию в школе и использованию неукраинских языков, в том числе и венгерского.
И.С.: Украинские законы не направлены против венгров, а скорее, против русскоязычного населения.
Слыхали, браты? Даже соседи-венгры за Карпатскими горами понимают отлично вашу русофобскую политику, чего бы вы там ни заявляли официально!
Ну, а самая больная часть беседы – ответы на вопросы, как йоббисты относятся к
предложению властей Будапешта о переименовании Московской площади и переносе памятника советским солдатам из центра города?
М.Д.: Самое главное, это не направлено против русских. Название Московской площади было дано после вхождения в Будапешт советских войск в 1956 году и ассоциируется у венгров с этим событием. (Напомню, что на Московской площади находится здание радиокомитета, где венгры-подстрекатели восстания растерзали ни в чем не повинных венгров-охранников – не снести ли красивое здание, чтоб не ассоциировалось?) Сейчас власти Будапешта хотят переименовать и площадь Франклина Рузвельта. Здесь иная история. Площадь находится рядом с подвесным мостом Се́чени, названного в честь венгерского политика Иштвана Сечени, там же находится Академия наук, которую он основал. Так почему же площадь носит имя Рузвельта, по приказу которого разбомбили Будапешт во время Второй мировой войны, а не имя Сечени? Здесь необходим компромисс двух сторон – и венгерской, и российской. Мы понимаем, для российской стороны – это память о погибших солдатах, память, которую нужно чтить, но для венгров это, прежде всего, памятник советским оккупантам, поэтому необходим компромисс. Партия выступает за то, чтобы переместить памятник на кладбище советским солдатам, за которым прекрасно ухаживают.
И.С.: Здесь речь идет не об антипатии к русским, а об антипатии к советской системе. Абсурд, что на площади Свободы стоит памятник пришедшим советским солдатам. (Чтобы ценой огромных жертв освободить Будапешт и вернуть Венгерское государство, депутаты! – А.Б.). Между понятиями «русский» и «советский» мы не ставим знак равенства, теперь приходит понимание, что русские сами пострадали от советской системы...
Ну, это знакомая песня, мы ее и у себя неумолчно слышим! Но я писал в очерке «Медаль за город Будапешт», что творилось тут при оккупации – от еврейского крупнейшего гетто до взорванного немцами моста-красавца Маргит. Они так торопились, испугавшись советского наступления (не только русского!), что на воздух взлетели сотни венгров и 40 немецких саперов. Никто не хочет взглянуть на все эти популистские и русофобские заявления с исторической точки зрения: а как вообще выигрываются грандиозные войны, уничтожаются враги человечества, которым был немецкий да и венгерский фашизм – без бомбежки, без залпов орудий? И что было бы с цветущей Венгрией дальше, наконец, с самой партией «Йоббик», если бы победила другая сторона? Правда, еврейский вопрос был бы решен окончательно – это да. Но неужели все-таки он – главный в вашей партийной программе? Еще добавлю: согласитесь, странно, что мы тут, в Москве, о подобных намерениях властей Будапешта слыхом не слыхали!
Освобождение Будапешта (февраль 1945 года). Фото Евгения Халдея.
* * *
Закончить я хочу совсем другим примером. Месяц назад, в цветущем возрасте 47 лет, ушел из жизни один из популярнейших венгерских исполнителей, композитор, лидер рок-группы «Республика» Ласло Боди, взявший себе сценический псевдоним Башмак. Сердце певца, чьи слова вынесены в эпиграф к этому очерку, остановилось в марте, незадолго до моего приезда. Любимец миллионов венгров завещал своим поклонникам, всей Венгрии свою боль и то, что волновало его последние годы жизни, что он, к нашему общему горю, не решался сказать открыто. В завещании, которое оставил певец, была просьба устроить ему похороны по-коммунистически, сыграв над могилой… гимн СССР. Среди близких ему людей, которых бы он хотел видеть на прощании, в первых строках стояло имя председателя Венгерской рабочей партии Дюлы Тюрмера, которого он называл своим идейным другом. Образованнейший человек, дипломат, который знает китайский язык, Дюла Тюрмер, отвечая на вопросы многочисленных и ошарашенных корреспондентов, поделился некоторыми подробностями, всплывшими в завещании друга. Да, Ласло Боди состоял членом Венгерской рабочей партии, правящей когда-то, но ни разу не прошедшей в постсоциалистический парламент, приходил на их собрания, делился наболевшим, выступал… Они часто разговаривали по телефону вечерами, когда музыкант хотел как можно скорее поделиться со своим идейным товарищем мыслями из увиденного, прочитанного. Такой дружбы не ожидал никто, особенно его друзья из культурной тусовки, пасущейся преимущественно на либеральном поле. Это как если бы Макаревич (по популярности, конечно, не сравнить!) тайно вступил в КПРФ. Ведь все орали за «Машиной времени»: «Вот – новый поворот! Что он нам несёт?» Оказалось, принес пребывание в буржуазном шоколаде, бабло и творческую смерть, а ведь от них, таких «дерзких», и дальше ждали правды, борьбы, а они, оказывается, только фигу в кармане держали, а потом вытащили загребущую руку и обрюзгли. Да, Ласло тоже не афишировал членство в партии трудового народа, дабы не навредить своим сподвижникам по творчеству и родным (это при официально-то объявленной демократии!). Даже явные звезды по степени таланта, а не раскрутки по ТВ не могут пробиться в этом зверином социал-дарвинистском сообществе без поддержки либеральных СМИ и денег, уведенных у народа. То есть нацист – может быть и членом парламента, и процветать, а коммунист в высшем смысле этого слова, защитник простого народа – никогда. В этом тоже приговор современному капитализму и главный венгерский урок. Ясно, что «конец истории» отодвинут. Глобалисты, атлантисты и тэтчеристы, угомонитесь, попейте воды из сифона!
Ласло БОДИ
Александр БОБРОВ
Будапешт–Дьёр–Москва