8 июня 2013 г. в расположенном ровно между Москвой и С.-Петербургом тверском городе Удомле прошел прогремевший теперь на всю Россию народный сход. Причиной митинга стал вооруженный конфликт между двумя группами молодых людей на межнациональной почве, произошедший в Удомле 1 июня. Несанкционированный местными властями народный сход собрал порядка трех тысяч горожан, т.е. значительную часть небольшого городка. Накануне начальник УМВД России по Тверской области Александр Подгорный заявил, что «сход населения не требует согласования, поэтому, если участники акции не будут нарушать закон, то полиция не будет применять к ним силу». Несмотря на это, стянутые со всей Тверской области силы полиции и спецслужб грубо прервали народный сход сразу, как только собравшиеся горожане проголосовали за немедленную отставку главы Удомли Александра Литвиненко, не желающего, по мнению горожан, решать давно наболевшие проблемы города, в том числе и проблему этнической преступности. Митингующие не пожелали разойтись. Когда полиция применила для разгона схода силу, вспыхнула стычка, в результате которой полицейские задержали тех участников митинга, кого удалось схватить.
Через день после схода, 11 июня, «за неповиновение и сопротивление полиции» возбудили уголовное дело в отношении задержанного удомельского предпринимателя Степахина. В отношении остальных задержанных были возбуждены административные дела за «нарушение общественного порядка». Глава удомельской полиции подполковник Н. Гомонец подтвердил факт возбуждения административных дел, однако не назвал точное число лиц, в отношении которых эти дела возбуждены. Вместе с тем, по сведениям местных депутатов, вызванных в качестве свидетелей, дел заведено много.
Такую публичную рьяность власть и полиция Удомли никогда не проявляли прежде в решении других вопросов. Создается впечатление, что власти запугивают общественность. Беспрецедентные меры по отысканию и наказанию лиц, обвиняемых в неповиновении властям, производят эффект устрашения.
Посеять страх в небольшом тридцатитысячном городке нетрудно, тем более если лишить общество любой другой информации, кроме нагнетающего тревогу официоза. 10 июня не смог выйти очередной номер газеты «Голос Удомли» – не только печатный орган местной объединенной оппозиции, резко критикующей власть, но и единственный народный рупор, неподконтрольный городской администрации. Главный редактор «Голоса Удомли» и руководитель фракции КПРФ в совете депутатов Удомельского района Дмитрий Подушков вдруг получил отказ в типографии, где печатается газета, причем по формальной причине: якобы неожиданно кончилась бумага. В других типографиях Тверской области, куда экстренно обратился Подушков, также последовал отказ, и также по явно формальным причинам. В Торжке, например, типографы ответили, что у них «запили все мастера разом». По словам Подушкова, точно такая же ситуация была перед выборами в Законодательное собрание Тверской области, во время которых «Голос Удомли» поддерживал кандидатов в депутаты от оппозиции. Издатель уверен, что и нынешний сбой выхода номера народной газеты, в котором должна быть опубликована объективная версия событий 8 июня, – результат действия пресловутого административного рычага областных и районных властей. И всё же, несмотря на скрытые противодействия, очередной, долгожданный многими читателями номер «Голоса Удомли» удалось напечатать в Новгородской области.
Такого же административного прессинга теперь ожидают принимавшие участие в народном сходе работники Калининской атомной электростанции – градообразующего предприятия Удомли, самой влиятельной и могущественной силы, фактически определяющей местную политику. По словам Дмитрия Подушкова, администрация КАЭС постоянно осуществляет прямое и скрытое давление в отношении заподозренных в нелояльности сотрудников атомного предприятия.
И всё же 8 июня люди пришли на народный сход. Пришла не сотня-другая, как это пытается представить местная власть, а несколько тысяч. Пришли не просто потому, что хотели сказать о наболевшем, а потому что жить с этой болью уже невмоготу – дошли до края!
Тем смешнее и нелепее выглядит на фоне произошедшего заявление губернатора Тверской области А. Шевелёва, обнародованное его пресс-службой в тот день, когда состоялся народный сход. «Я благодарен жителям Удомли за проявленную мудрость, – заявил губернатор. – Несмотря на провокации со стороны иногородних «защитников», наши земляки не поддались на попытки раздуть проблему межнациональных отношений». Удивительно, но из этого следует, что власть так и не поняла самой главной причины события, взволновавшего внешне тихий городок. Не «провокации со стороны иногородних «защитников», а бездействие местной и областной власти в решении не раздутых, а давно наболевших проблем вынудило граждан выйти на народный сход. Ведь об этом люди и говорили на небывало массовом митинге. Но власть их опять не услышала, не решилась на открытый диалог, а вместо этого перешла к репрессивной атаке.
Апофеозом наката на общество, актом давления на удомельцев стала последняя запретительная мера освистанного на сходе мэра Удомли А. Литвиненко, решившего махом наказать… весь город. Он отменил традиционный праздник Дня города Удомли, который ежегодно проводится 15 июня и сопровождается массовыми гуляниями. Как передает слова городского главы местное радио, «праздник отменен из-за низкой сознательности горожан, проявленной во время несанкционированного митинга 8 июня». Конечно, здесь возникает недоразумение: почему городская власть укоряет жителей Удомли в несознательности, когда вышестоящая областная власть благодарит их «за проявленную мудрость». Однако, скорее всего, дело в другом. Власть попросту боится на массовом празднике быть вновь освистанной и осмеянной, уже не трехтысячным сходом, а всем городом.
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ
Санкт-Петербург
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ