Ну вот и дождались. Инициатива президента о едином учебнике по истории России начала воплощаться в жизнь. В начале недели сразу на двух сайтах – Российского исторического общества и портале «История России» – был опубликован Историко-культурный стандарт, на базе которого и должен разрабатываться тот самый учебник.
Помнится, сразу после того, как Путин озвучил свою идею, в либеральной тусовке поднялся невообразимый визг – дескать, всё пропало, возврат к тоталитарному прошлому состоялся, а дети и студенты теперь будут изучать историю по новому «Краткому курсу…».
В последнее время вопли и стенания как-то стихли. Сейчас стало понятно почему. Похоже, и в этот раз либерально-начетническая парадигма возобладала. В Стандарт вошли все те убогие штампы и жупелы, которыми нас безуспешно мучают и пугают последние годы.
Постоянно проигрывающие оппонентам в интеллектуальных, малоинтеллектуальных и вовсе не интеллектуальных дискуссиях, «новые историки» каким-то непостижимым образом сумели свои скудные и чрезвычайно искаженные представления о русской истории облечь в форму документа, который скоро может получить официальный статус.
Всё там у них по-прежнему – и норманнская теория непоколебима и неоспорима, и Владимир крестил Русь по православному обряду (хотя самой Византии до православия оставалось почти 70 лет). Иван Васильевич, естественно, тиран и самодур, Петр I и Александр II – смелые реформаторы и гении, а Николай Павлович – ретроград и консерватор…
Впрочем, далеко не все жители нашей страны живо интересуются проблемами древней, средневековой или новой истории. Но, наверно, всем любопытно, как идеологи единого учебника видят наше недавнее, послевоенное прошлое. Мы жили в то время и, естественно, желаем сопоставить собственные впечатления с тем, как видят этот исторический период ученые мужи.
Стандарт состоит из нескольких разделов, соответствующих определенному историческому периоду. Каждый раздел разбит на пять частей – преамбула (что-то вроде пояснительной записки), перечень основных исторических фактов, перечень терминов и понятий, перечень персоналий и перечень дат и событий.
Раздел, посвященный периоду с 1945 по начало 1980-х гг., назван «Апогей и кризис советской системы».
Вот полный (!) перечень дат и событий этого периода:
Июнь 1945 г. – создание ООН
17 июля–2 августа 1945 г. – Потсдамская конференция
2 сентября 1945 г. – капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны
Март 1946 г. – Фултонская речь У. Черчилля
1946–1991 гг. – период холодной войны
1947 г. – План Маршалла
1946–1947 гг. – голод в СССР
1946 г. – постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»
1947 г. – отмена карточек на продукты и денежная реформа
1947–1956 гг. – деятельность Коминформбюро
1948 г. – дело Еврейского антифашистского комитета
1949 г. – создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
1949 г. – организация Североатлантического договора (НАТО)
1948–1949 гг. – Берлинский кризис
1949 г. – создание Китайской Народной Республики
1949 г. – первое успешное испытание советской ядерной бомбы
1949 г. – Ленинградское дело
1950–1953 гг. – война в Корее
1952 г. – XIX съезд ВКП(б). Переименование ВКП(б) в КПСС
5 марта 1953 г. – смерть И.В. Сталина
1953–1964 гг. – период руководства страной Н.С. Хрущевым
1954 г. – начало освоения целинных земель
1955 г. – создание Организации Варшавского договора (ОВД)
1956 г. – XX съезд КПСС, разоблачение культа личности Сталина
1956 г. – Суэцкий и Венгерский кризисы
1957 г. – Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве
1957 г. – запуск СССР первого в мире искусственного спутника Земли
12 апреля 1961 г. – полет в космос первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина
1961 г. – второй Берлинский кризис. Сооружение Берлинской стены
1961 г. – XXII съезд КПСС. Принятие Программы построения коммунизма
1962 г. – события в г. Новочеркасске
1962 г. – Карибский кризис
1962 г. – публикация повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
1964 г. – смещение Н.С. Хрущева
1964–1982 гг. – руководство страной Л.И. Брежневым
1965 г. – начало реформы А.Н. Косыгина
1965 г. – дело писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля
1968 г. – «Пражская весна» и ввод войск стран ОВД в Чехословакию
1969 г. – пограничный советско-китайский конфликт
1972 г. – Советско-американский договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1)
1975 г. – заключительный этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки
1977 г. – новая Конституция СССР
1979 г. – Договор с США об ограничении стратегических вооружений-2 (ОСВ-2)
1979 г. – ввод советских войск в Афганистан
1980 г. – летние Олимпийские игры в Москве
1982 г. – смерть Л.И. Брежнева
1982–1985 гг. – руководство страной Ю.В. Андроповым и К.У. Черненко.
Попробуйте абстрагироваться от всего того, что вы знали и видели, и по этим событиям составить сколь-нибудь целостную картину жизни страны в течение почти четырех десятилетий.
Не получается?
Тогда представьте, что ваши дети, внуки или правнуки будут заучивать только эти даты и события (а для ЕГЭ по истории большего-то и не надо будет). Они ведь рано или поздно спросят – да как же вы жили-то, чем занимались? Только то и делали, что военную мощь наращивали, воевали где попало, давили демократию в странах Восточной Европы и Центральной Азии, расстреливали мирные демонстрации и постоянно голодали (кстати, в других разделах, посвященных советскому периоду, голод упоминается еще дважды – в 1921 и в 1932–33 гг.)?!
А что вы читали – они же все были запрещены (в списке персоналий из числа поэтов и писателей этого периода указаны только Солженицын, Пастернак и Высоцкий)? Какую музыку слушали (ни одного композитора в этом периоде не указано)?
Потом могут и попрекнуть – были же в ваше время настоящие люди, которые дело делали – самиздатовскую литературу читали, на митинги выходили, назло системе тунеядствовали и смело клеймили позором тоталитаризм на интеллигентских кухнях, слушали настоящие новости западных радиостанций, активно фарцевали и создавали теневую экономику, подрывая основы ненавистного режима, и т.д.
Что будем отвечать, как будем оправдываться – ведь стандарт-то высочайшей волей осенен?!
А как мы будем доносить правду о Великой войне, закончившейся Великой победой, если перечень событий и дат в Стандарте уместился в 10 строчек? По мнению изобретателей Стандарта, в годы войны прозу у нас вообще никто не писал, стихи писали только трое – Симонов К.С., Твардовский А.Т. и Берггольц О.Ф., а музыку – один Шостакович Д.Д.
Особенно вызывающе в разделе о войне выглядит перечень понятий и терминов.
Вот он:
Ленд-лиз, генеральный план «Ост», план «Барбаросса». ГКО, СМЕРШ, «остарбайтеры», коллаборационисты, «власовцы». Партизаны. Тегеранская конференция, Ялтинская конференция, Потсдамская конференция, «второй фронт», встреча союзников на Эльбе, депортация, Холокост, интернированные лица, военнопленные.
Можно возражать, что-то уточнять, указывать на термины и понятия, которых не хватает. А не хватает только двух элементов – ума и совести у составителей перечня.
Ну не поверю я, что подобный список мог составить потомок солдата победителя. Потомок власовца, труса, дезертира, эмигранта – мог, а потомок русского воина – никогда!
Еще о персоналиях.
Знаете, кто определял культурную жизнь страны в период 1985–1991 гг.?
Теперь знайте: в Стандарте четко зафиксировано шесть фамилий, которые должен будет знать каждый ученик: В.Г. Распутин, М.Л. Ростропович, М.М. Жванецкий, В. Цой, А. Макаревич, А.Б. Пугачёва (интересно, как Валентин Григорьевич себя в такой компании чувствует?). В аналогичный перечень периода 1991–2012 гг., гордо названного «Становление новой России» затесался М. Гельман. Причем список персоналий этого периода кратно шире списков предыдущих, советских периодов.
Между прочим, главной концептуальной основой историко-культурного стандарта разработчиками объявлен культурно-антропологический подход, который «позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки».
Неизвестно, видел ли этот Стандарт кто-либо, кроме его разработчиков – министр, премьер-министр, президент. Судя по стилю и по совокупности теоретических посылок, документ готовился где-то в недрах медведевской команды. Ну а так как инициатором идеи был Путин, то весьма вероятно, что с проектом Стандарта была ознакомлена президентская администрация и лично президент. Если это так, то получается, что все со всем согласны, что во всех ветвях власти сформировано единое мнение по поводу единого учебника?
Как бы то ни было, я не хочу, чтобы мои внуки учились по учебникам, написанным по подобным стандартам. Я не хочу, чтобы в моей стране исторической наукой управляли люди, способные создавать такие «шедевры». Я не хочу, чтобы руководитель законодательного органа моей страны и президент моей страны поощряли подобные изыскания и потакали немногочисленной толпе стремительно маргинализирующихся русофобов и антисоветчиков…
В.Р. ЗАХАРЬИН
В.Р. ЗАХАРЬИН