Красочно изданный проспект призывно гласит: «Плёс – это не просто один из милых провинциальных городков. Это город-курорт, власти которого сделали все для того, чтобы здесь было приятно провести отпуск или выходные дни. В зимнее время работает прокат лыж и санок, а летом предоставляется множество экскурсий по Волге. Для гостей города придуманы самые разнообразные развлечения. Кроме традиционных походов в баню и чаепития, в Плесе можно научиться готовить традиционную русскую еду или поиграть в «Квест», игровое поле которого – весь город».
Лично убедился: все это так. Хотя в первую очередь самый маленький городок Золотого кольца России славен не развлечениями и баней, а Домом-музеем Исаака Левитана. А еще – Музеем пейзажа, Музейным центром «Русский дом», старинными храмами и самой своей историей, в которую кроме Левитана вписаны такие имена, как всемирно известные художники Саврасов и Шишкин, певец Федор Шаляпин, писатель и публицист Николай Смирнов…
Первое, что бросается в глаза на подъезде к Плёсу, – это окаймляющее городок-заповедник четырехполосное асфальтовое широкое шоссе. Такого нет ни в одном районе области. Да и сам городок в последние годы заметно изменился. Отремонтированы музеи, открылось несколько ресторанов, появились недешевые гостиницы, 300-метровая горнолыжная трасса с механизированным подъемником, гостевой дом, яхт-клуб и только что открыта стоянка на 58 яхт.
Все успехи Плеса сегодня почему-то связывают с именем губернатора Михаила Меня. Он действительно много времени, сил и энергии тратит на продвижение туристического кластера. Но, справедливости ради, надо сказать, что облагораживать Плес начал 13 лет назад, когда Меня и близко к Ивановской области не было, предприимчивый и весьма успешный человек Алексей Шевцов. Это он первым начал восстанавливать из руин дома 19 века, коих в Плёсе немало. Отреставрировал домик у Музея Левитана, где теперь останавливаются знатные гости. И даже открыл местную газету «Плёсский вестник», которая пользуется большой популярностью не только у местного населения, но и гостей города.
Когда стало известно, что место под дачу в Плесе присмотрел сам тогда еще Президент России Дмитрий Медведев, местные жители обрадовались: теперь денежки сюда рекой потекут. Ведь у многих нет ни воды, ни канализации. И действительно потекли. Дмитрий Медведев привлек меценатов на строительство Левитановского культурного центра, реставрацию Музея пейзажа и Воскресенского храма, восстановление знаменитого деревянного храма, с которого Левитан писал эскиз для картины «Над вечным покоем».
Но вместе со всеми этими благами в одном из самых красивейших мест, в старинной усадьбе Миловка, появился и металлический забор аж в четыре человеческих роста. А внутри - бдительная охрана. Несведущие люди подумали, что в городе возводится секретный военный объект. Но оказалось, это и есть будущая дача Медведева. Только вот не могут жители Плёса понять: зачем такой забор, зачем такая охрана, зачем такая секретность? Ведь не в Америке дачу строят, на своей же российской земле. Зачем же от народа так скрываться? Впрочем, в районной и плёсской администрациях дачу Медведева почему-то называют режимным объектом.
Впрочем, забор – это еще цветочки. Жителям поселка Северцево куда обиднее то, что они лишились земельных участков, с которых собственно и кормились. Их огороды оказались на пути новой дороги к даче Медведева.
Помешал даче и близлежащий поселок Миловка. Жителям предложили покинуть это место. Они, мол, только дискредитируют высокую власть. Впрочем, дворцов взамен этим людям никто не предложил.
Пострадал и сам внешний вид Плёса. Если смотреть картины Левитана, и в частности «Березовую рощу», то уже трудно узнать эти места. Потому что под корень оказались вырубленными эти самые березовые рощи. Одна из местных жительниц с печалью рассказывает: «Мы были просто шокированы этим варварством. Едва ли не под пилу ложились. Ничего не помогло. Дух Плёса на глазах улетучивается. Он становится для нас, выросших и проживших здесь всю жизнь, чужим, незнакомым».
А потом под предлогом реорганизации здравоохранения закрыли существовавший с 1927 года туберкулезный санаторий – единственное в центральной части России лечебно-профилактическое учреждение подобного профиля. Закрыли, несмотря на то, что и в самой Ивановской области положение с этой болезнью далеко не лучшее. Да и лечились здесь люди не с открытой, а закрытой формой туберкулеза, что не грозит заражением окружающим. Как рассказывают врачи, письма о неправомерности закрытия санатория они писали и самому Медведеву, и Путину, и в министерство здравоохранения и руководителям всех фракций в Госдуме. «Только кто нас слушает. Если власть что-то задумала, то она этого добьется. С такой упрямой настойчивостью они зарплату бы нам поднимали».
Закрыть не сложно. Но как быть с медицинским персоналом? Дабы совсем не закрывать учреждение, решили перепрофилировать его в кардиоцентр, а врачей переучить. Вся эта модернизация больно переживалась коллективом. Кто-то на время остался без работы, кто-то и сегодня ее ищет. Зато теперь в Плёсе нет туберкулезных больных. Как будто в области и стране их тоже нет. Во всяком случае, Дмитрий Анатольевич и прочие высокие гости могут теперь отдыхать в Плёсе спокойно, не боясь заразиться бациллой Коха. Но как в этом случае быть с бациллой равнодушия?
Под натиском шальных денег у чиновников администрации района возникла идея протянуть через весь Плёс подвесную канатную дорогу. Представляете: сидят туристы в воздушном вагончике и обозревают памятные места города с высоты птичьего полета. Пятнадцать минут и все прелести увидели. Красота! Не подумав, что опоры канатной дороги испортят весь вид первозданного Плёса, даже приступили к осуществлению проекта. Благо, культурная общественность Плёса возмутилась. Написали письмо тогдашнему министру культуры Авдееву. Министр, как и следовало ожидать, оказался умнее районных чиновников и выступил против канатки. Против высказался и Дмитрий Медведев. Так головотяпство было чудом остановлено.
Но вслед за этим у людей, осваивающих шальные деньги, появилась другая идея – выпрямить старинную торговую площадь. Ну, неудобно на склоне проводить всякие дефиле модной одежды и прочие увеселительные мероприятия. Но тогда «выпрямленная» площадь могла закрыть вид на старые торговые ряды. «А мы на 40 метров выдвинем ее в саму Волгу! – заявили горячие головы. – Да и по ширине сделаем 250 метров. Представляете, какая получится площадь, – не чета нынешней!» Чувствуете размах? Это ничего, что объект потянет на сотни миллионов рублей. Гулять так гулять! «Плёсский вестник» опубликовал снимок предполагаемой площади. Все поняли, что задуманное – полная чушь, что вроде и остудило пыл «реформаторов».
А еще коренные плесяне рассказали любопытную историю о реконструкции исторической набережной и судьбе стоящих на ней бывших купеческих особняках. Покрытие самой набережной за последние три года уже несколько раз перестилали. Сначала покрывали асфальтом, потом плиткой, теперь вроде бы будет камень. А что, деньги-то несчитанные!
Что же касается бывших купеческих особняков, в которых сегодня живут простые люди, порой без воды и канализации, то власть мечтает их убрать. А на этом месте возвести рестораны, бары, гостиницы – словом, все для богатых гостей города. А местные жители как-нибудь перебьются… Под это даже Генплан города вскорости и тайно от людей переделали. Впрочем, не забыли даже провести формальные слушания, и тем самым как бы «утвердили».
Бесконечные фестивали и прочие массовые тусовки, обилие охраны, то и дело перекрывающей набережную, не очень-то радуют плесян, привыкших к спокойному течению жизни, В летние дни город-заповедник просто задавлен обилием машин и толпами народа. Местная власть радуется – люди оставляют здесь деньги. Только на пользу ли курортному городку погоня за доходами? Вот что об этом говорит почетный гражданин города, бывший многолетний директор Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, просто неравнодушный человек Екатерина Николаевна Закаменная: «К сожалению, постепенно исчезает особая плёсская аура и более всего из-за вавилонского столпотворения, которое начинается летом. Теперь так много машин приезжает в Плёс, что не только проезда, но и прохода по улицам в исторической части нет. И всем от этого плохо: и пешеходам с рюкзачками, и владельцам дорогих иномарок. А в перспективе - грандиозная задача довести поток туристов и отдыхающих до 2 миллионов, а потом, может быть, и до 10 захочется. Не вредно бы пригласить специалистов и посчитать , а выдержит ли этот маленький городок такие рекреационные нагрузки. Уже сегодня музей Левитана задыхается от массы желающих попасть туда. И никакие музейные правила по температурно-влажностным режимам не соблюдаются».
Словом, по мнению местной интеллигенции, все идет к тому, что статус города-заповедника окажется перечеркнутым. И вряд ли наши потомки будут дышать левитановской атмосферой, любоваться запечатленными художником пейзажами.
Покидая Плёс, узнал последнюю новость. В скором времени здесь появится еще и музей пива, да и само оно начнет производиться. В состав музея войдут ресторан и бильярдная. Такое решение одобрено межведомственным советом по размещению производительных сил и инвестиций на территории ивановской области. О сохранении ландшафта и истории опять – ни слова. Наступление бизнеса на город-заповедник продолжается.
См. также "СР" 9.08.2012 "Налево - к Медведеву, направо - к Путину"
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=591579
Владимир ДУДИНСКИЙ