Лавина брака в тормозной системе вагонов поступает в метрополитены страны с подмосковного завода ОАО «Метровагонмаш», с недавних пор единственного российского производителя подвижного состава для метро. Ставить бракованные комплектующие, несмотря на нарушение технологии и серьезную деформацию деталей, рабочих завода принуждает администрация и цеховое начальство. В ответ на попытки работников и их независимого профсоюза «Защита» добиться выпуска качественной продукции и обеспечения безопасности пассажиров метро руководство «Метровагонмаша» подвергает борющихся рабочих репрессиям и угрожает увольнениями профсоюзным активистам.
28 июня действующий на предприятии независимый профсоюз «Защита», членская организация Конфедерации труда России, обратился к Андрею Андрееву, генеральному директору ОАО «Метровагонмаш» и ЗАО «Трансмашхолдинг» – крупнейшей корпорации транспортного машиностроения, владеющей заводом, с требованием решить проблему выпуска бракованных вагонов метро. В частности, начальство цеха №17 уже не первый год принуждает рабочих участка пневматики ставить бракованные детали в узлы тормозной системы вагонов метро серий ЁЖ 714, ЁЖ 717.5 и 717.6. Работники пытаются сами исправлять некачественные комплектующие, ищут пригодные детали, но количество брака продолжает расти. Например, из-за отсутствия годных деталей работники вынуждены вручную, несмотря на отсутствие резьбы и разницу в диаметрах, стыковать важнейшие детали, в результате чего может сорваться резьба соединения, нарушается структурная целостность тормозной системы, возникают трещины и напряжения, делающие вагоны метро потенциально опасными.
Таких примеров брака множество. Доходит до абсурда – когда рабочие этого же участка вынуждены молотками и кувалдами пытаться исправлять брак. Несмотря на то, что характер работы и интенсивность труда работников изменились в результате возникновения лавины брака комплектующих, сменные задания на эти виды работ не оформляют и выплачивать компенсации за тяжелый характер труда начальство не собирается. Наличие брака установил после многократных замеров и испытаний лично начальник цеха №17 Алексей Игнатенко – однако беспредел, виновником которого по долгу службы он является, продолжается, даже несмотря на угрозу уголовной ответственности. А начальник цехового отдела контроля качества Владимир Шилов вообще попросту отказывается разговаривать с рабочими и их профсоюзом «Защита».
Отметим, что в цехе №17 самая низкая оплата труда по заводу при выполнении одинаковых видов работ с другими цехами. Буквально в июне необоснованно были снижены расценки, изменения не доведены до работников, в результате чего рабочие участка пневматики потеряли более одной трети своих зарплат.
«Мы долго терпели брак, бесплатный труд и ждали диалога с работодателем. Наш профсоюз «Защита» буквально прошел все инстанции. Когда мы уже обратились к гендиректору по поводу брака, даже вроде началось шевеление. Составили карты отбраковки, а управляющий заводом Евгений Пале гарантировал решение вопроса и ответ профсоюзу немедленно, – рассказывает председатель заводского профкома МОРП «Защита» Вячеслав Бабочкин. – Но реальных действий так и не последовало. Профсоюзу не ответили на требования обеспечить качество. Рабочие не видят результата. Вагоны с бракованными деталями, потенциально опасные для жизни пассажиров метро и работников метрополитена, продолжают выходить с завода. Зато в ответ на обращения профсоюза над активистами «Защиты» нависла серьезная угроза потери ими рабочих мест, работодатель сразу в ответ стал пытаться уволить недовольных рабочих».
Репрессии коснулись и самого Бабочкина. После того, как цеховое начальство узнало об обращении профсоюза к гендиректору, на Бабочкина были составлены два протокола о нарушении трудового распорядка без согласования с профсоюзом «Защита», несмотря на протесты. Сейчас против Бабочкина пытаются сфабриковать основание для увольнения.
Досталось и другом активисту профсоюза «Защита» Алексею Левашову. Его, уполномоченного по охране труда, обвинили в нарушении техники безопасности, в результате незапланированной инспекции сотрудника заводского отдела охраны труда с запоминающейся фамилией Лобанов. На этом Лобанов не остановился и стал оскорблять Левашова при всех работниках подразделения и приказал руководителю заводской типографии Татьяне Алёхиной немедленно уволить Алексея. После скандала, который Алексею Левашову устроило при коллегах начальство за деятельность в профсоюзе, Левашов был госпитализирован прямо во время смены.
«Реакция администрации «Метровагонмаша» на обращение профсоюза «Защита» по поводу брака предсказуема, т.к. речь идет об уголовной ответственности для начальства. Если бы работники завода не подняли этой темы, то брак в тормозной системе вагонов метро мог бы привести к большому количеству жертв», – комментирует ситуацию Светлана Разина, председатель независимого профсоюза «Московский метрополитен» и член Совета Конфедерации труда России.
Напомним, что в июне текущего года случилось подряд три крупных аварии в московском метро. В результате состоявшегося расследования, «Метровагонмаш» был оштрафован на шесть миллионов рублей. Однако заводское начальство это не остановило – в администрации предприятия профсоюзу «Защита» дали понять, что пока не будут израсходованы все закупленные ранее непригодные комплектующие, завод будет и дальше выпускать бракованную и смертельно опасную продукцию. А о выплате работникам компенсаций за неоговоренные трудовым договором работы, связанные с исправлением брака, речь вообще не идет. Явно тут замешаны большие деньги и важные контракты.
«Рабочих и «Защиту» пугают коммерческой тайной. Но о какой корпоративной этике может идти речь, когда начальство заставляет работников трудиться бесплатно и без страха выпускает бракованную продукцию. А когда работники возмутились, работодатель решил задушить наш профсоюз. Чтобы защитить безопасность пассажиров метро, мы вынуждены обратиться по фактам брака в прокуратуру, будут возбуждены уголовные дела на руководителей завода, – рассказывает о дальнейших планах работников «Метровагонмаша» профсоюзный организатор «Защита» Владимир Комов. – Полетят головы. Даже могут лишиться своих мест и
начцеха Игнатенко, и его пособники Шилов с Зыковым. Но опыт подсказывает, что цель профсоюза не будет достигнута полностью, и заставить выплатить работникам завода ими честно заработанные деньги прокуратуре вряд ли удастся. Поэтому профсоюз «Защита» готовится к массовым акциям протеста против политики руководства «Метровагонмаша» в вопросах брака и нарушений работодателем трудовых прав работников завода».
Подробней о ситуации на заводе «Метровагонмаш», можно узнать по телефону: +7(915) 212-40-07 (Пресс-служба МОРП «Защита»)
http://zaschita-prof.org/index.php/2013-01-12-13-09-37/-qq/100—lr