Город-герой Волгоград, Всероссийский центр патриотического воспитания готовится отметить 71-ю годовщину бомбардировки Сталинграда.
Много тяжелого и страшного довелось повидать за войну Маршалу СССР А.М. Василевскому, но самым страшным оказалось 23 августа 1942 года в Сталинграде.
В этот день враг обрушил на три жилых района всю мощь 4-го немецкого воздушного флота – 2000 самолето-вылетов. Начальник Генерального штаба находился на подземном командном пункте фронта, но и туда доносились стоны и крики погибающих.
А наверху бушевали огненные смерчи, из-за нехватки убежищ люди метались среди огня в зоне поражения, а немецкие самолеты, пикируя с завывающими сиренами, поливали их пулеметным огнем и сбрасывали на их скопления осколочно-фугасные бомбы. Сталинградцы задыхались от дыма, их заваливало в подвалах и земляных щелях…
Когда, наконец, смолк грохот, вой и свист, было уже темно. Над дымящимися руинами поплыл жуткий запах горелой человеческой плоти. Плакали дети, цеплявшиеся за убитых матерей. Люди хоронили убитых во дворах, вдоль улиц… Вот эту картину и не мог забыть Василевский.
Такой бомбардировки, когда массированный удар направляется именно на мирных жителей, не испытал ни один другой советский город. Погибло 40 тысяч человек, не менее 120 тысяч получили ранения, контузии, увечья, многие сошли с ума.
Еще живы те, кто в детском возрасте испытал ужас бомбардировки, – это «дети военного Сталинграда». Им сейчас далеко за 70 и даже за 80.
23 августа объявлено в Волгограде днем памяти и скорби.
И вот сейчас, через 71 год, по радио и телевидению вещают: 23 августа состоится байк-шоу, посвященное 70-летию победы под Сталинградом, будут показаны виртуозные приемы владения мотоциклом, возложены цветы к воинским захоронениям, воссоздан облик знаменитого фонтана с танцующими детьми, а вечером состоится праздничный концерт. И как удачно: всё это совпало с первым днем бомбардировки Сталинграда. И… ни слова о трагедии, о памяти и скорби.
Моя хорошая знакомая из «детей Сталинграда» робко попыталась напомнить ответственному за байк-шоу чиновнику городской администрации, что не принято устраивать развлечения в день памяти и скорби. И получила ответ предельно откровенный. Чиновник парировал: «Да, будет байк-шоу и концерт, а как же иначе молодежь привлекать?! Но траурный митинг и панихиды, конечно, не отменяются».
И ни слова о совместном участии гостей и «детей Сталинграда» в поминальных мероприятиях. А нужно ли в такой трагический для города день привлекать молодежь по сути к развлекаловке, слегка припудренной патриотизмом? На концерт планируют собрать до 100 тысяч человек. А сколько придет на поминовение?
Впрочем, я не против и таких мероприятий. Но… об этом, наверное, наши верхи знали заранее и могли бы выбрать любой другой день. Почему же выбрали именно этот?
А может быть, поднадоело чиновникам нашим скорбеть? И то сказать, скорбели в Гернике, каждый год скорбят в Хиросиме. За деньги налогоплательщиков, вестимо, в том числе и «детей Сталинграда». Хорошо бы еще разделить скорбь Израиля, Дрездена или Гамбурга? В Гамбурге, кстати, в результате бомбардировок погибло столько же жителей, что и в Сталинграде 23 августа 1942-го.
Но там повсюду дни скорби носят массовый и даже международный характер. В Гернике создаются широкомасштабные выставки. Израильскому и Гамбургскому мемориальным центрам можно только позавидовать.
А в Волгограде? Только стремительно тающие ряды «детей Сталинграда» и дежурные ораторы от чиновников и депутатов.
К сожалению, такое бездушное отношение к памяти безвинно убиенных фашистами земляков не случайность.
Вот, например, москвичи сняли прекрасный, несмотря на отдельные неточности, фильм о трагедии сталинградцев. Мне довелось встретиться с ними в Москве, и как же было больно и стыдно, когда они посетовали – никто из областной и городской администрации не сказал им спасибо, не была организована презентация, встречи со зрителями, не была привлечена к таким встречам молодежь.
С теми же трудностями столкнулась и я, когда в 2005 году попыталась получить помощь в издании монографии «Засекреченная трагедия: гражданское население в Сталинградской битве».
Обращение к спикеру областной думы Роману Гребенникову в итоге закончилось тем, что книгу пообещали издать в 2015 году, когда многие «дети Сталинграда» уже уйдут из жизни, при этом оплатить только половину стоимости. А там, глядишь, издание и вовсе станет неактуальным.
Еще интересней поступило волгоградское отделение «Единой России», куда мы пришли вместе с «детьми Сталинграда».
Тогдашний председатель единороссов Олег Керсанов (сейчас вице-губернатор) показал стопку изданных партией книг и сказал приблизительно так: «Для нас это не проблема, поможем. Мне особенно близка и понятна эта трагедия, так как ее пережила моя мама». Он тут же назначил ответственного за издание монографии.
Через несколько дней на совещании руководителей общественных организаций, которых он призывал к сотрудничеству, Керсанов публично заявил о том, что партия издаст книгу на свои средства.
Но… подошел день платежа… и мне пришлось взять в долг 110 тысяч рублей. За этот труд никто не сказал мне спасибо. А ведь я отдала этому несколько лет жизни и искренне считала, что это важно для моего города и для «детей Сталинграда». Между тем монография получила признание в научных кругах. Но книга в отпечатанном виде – хлипкая, быстро рассыпается и нуждается в переиздании.
Но невозможно найти спонсора для создания реквиема, посвященного погибшим сталинградцам.
Молодые актеры под руководством режиссера Алексея Серова проделали огромную работу: изучили исторические документы, множество воспоминаний «детей Сталинграда», пропустили всё это через свои сердца. Из этих воспоминаний и вылепили свой спектакль. Но эта патриотическая работа в Волгограде событием не стала. Презентация прошла в крохотном помещении. И всё же никто из зрителей не остался равнодушным, на глазах людей, в том числе и молодых, были слезы. Правда, теперь некоторые депутаты используют этот спектакль в своей предвыборной кампании.
И еще – у Волгограда есть возможность создать полноценную экспозицию о подвиге и жертвах сталинградцев. Вопрос в свое время пыталась пробить заслуженный художник РФ Надежда Черникова, но у правящей «элиты» понимания не нашла.
Трагедия «детей Сталинграда» отражена в музее детства, но его существование в последнее время стало весьма шатким и неопределенным.
К великому сожалению, слышала я в Волгограде от молодых и такое: пора бы уже забыть о войне, надоело, это было так давно.
Но почему же не забывает еврейский народ о холокосте, а армянский о геноциде еще более давнем, 1915–1923 годов? Думается, потому, что неиссякаемой памятью своей они как бы говорят миру – мы ценим и будем защищать жизнь каждого нашего соотечественника, мы не допустим повторения трагедии. А что говорим мы своим беспамятством и равнодушием? Приходите и убивайте нас, мы стерпим, от нас не убудет, еще нарожаем?
А ведь Советский Союз больше всех пострадал от фашизма. Погибло 17,9 млн мирных жителей, что в два с лишним раза больше, чем потеряла Красная Армия (8 млн), и почти в три раза больше жертв еврейского народа (6 млн).
Кстати, потери нашей армии были так велики вовсе не потому, что к красноармейцам относились как к пушечному мясу, а из-за массовой их гибели в ужасающем немецком плену.
Так почему же нет в России дня памяти жертв фашизма? Почему на поминки царской семьи собирают десятки тысяч человек, а 17,9 млн наших соотечественников, истребленных фашистами, забыты?
И еще. Помните, как большинство наших граждан осудило мерзкую выходку «Пусси Райт»? Как вы думаете, почему? Мне кажется, потому, что божий храм считается священным местом. А так же ли святы для нас места воинской славы Отечества?
В музее-панораме «Сталинградская битва» уже много лет работает ресторан, на Мамаевом кургане – кафе со спиртным, в подвале универмага, где пленили Паулюса, рядом с экспозиционным залом – кафе со спиртным. И никого это не шокирует.
Я не против ресторанов, кафе, свадеб, юбилеев, выпускных вечеров. Но, может быть, все-таки не стоит устраивать пьянки в местах воинской славы? Может быть, пора запретить это законодательно? И принять закон о защите воинских мемориалов от осквернения?
Или ударим байк-шоу-патриотизмом и по Дню памяти и скорби 22 июня? И будем удивляться, почему это наша молодежь не брезгует фашистской символикой!
Т.А. ПАВЛОВА,
кандидат исторических наук
г. Волгоград