В России произошло очередное крупное ДТП с массовыми человеческими жертвами. Причем на этот раз оно имеет международный и выборно-политический оттенок.
Рано утром 7 сентября в Псковской области столкнулись два пассажирских автобуса. Итог – восемь погибших, два десятка пострадавших. Причем некоторые из раненых – в тяжелом состоянии. Возможно, их переправят из больницы в Пустошках, где они сейчас находятся, в московские и петербургские лечебные учреждения.
Как установлено, в минувшую субботу около четырех утра вблизи населенного пункта Кушки автобус Hyundai, в котором возвращались из Москвы в Себеж активисты ЛДПР, вылетел на встречную полосу. Он лоб в лоб столкнулся с автобусом марки MAN. В нем находилось около 50 жителей Латвии, они ехали из Риги в Москву на экскурсию. Среди погибших – четверо россиян и столько же рижан. Граждане Латвии есть и среди получивших ранения.
По предварительным данным, виновником аварии стал водитель Hyundai Осипов Михаил Анатольевич. Чудом ему удалось выжить (водитель второго автобуса погиб). С рваной раной левой кисти и переломом голени Осипов госпитализирован. Его состояние оценивается медиками как нетяжелое, уже установлено, что водитель был трезв. Находящийся в шоке после случившегося, Осипов еще не в состоянии давать показания. По основной версии, он заснул за рулем.
Следственными органами УМВД России по Псковской области возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».
В региональном отделении ЛДПР рассказали, что для митинга, который прошел накануне на Поклонной горе в Москве, было заказано 10 автобусов. В этих автобусах жители из разных районов Псковской области и прибыли в столицу, а затем возвращались обратно. Разбившийся автобус был одним из нанятых у петербургской фирмы-перевозчика. Псковско партийное руководство пообещало «не оставить в беде пострадавших». Других комментариев и уточнений, в том числе от лидеров ЛДПР, пока не последовало.
Нельзя не отметить, что митинг, на который прибыла целая колонна псковичей, имел чисто московскую специфику. Это была предвыборная акция в поддержку кандидата от ЛДПР в мэры Москвы Дегтярёва. Довольно странно, что в такой акции массово принимали участие не москвичи, а жители другого (и не ближнего) региона, не имеющие права участвовать в столичных выборах. Понятно, что таким образом ЛДПР, не обладающая в Москве серьезным резервом, создавала массовку. Однако не только жириновцы пользуются данным методом, чтобы обеспечить видимость масштабной поддержки. Причем активнее всего занимается этим партия власти.
Нынешняя трагедия заставляет задуматься: а насколько вообще организующие такие перевозки большого числа граждан политические силы несут ответственность за жизнь и здоровье тех, кто по убеждениям, принуждению или за деньги согласился на «экскурсию политического характера». Среди погибших участников митинга ЛДПР – 16-летняя Снежана Кузьмина. Так что в таких сомнительных акциях задействуют и несовершеннолетних, что как минимум неэтично.
В настоящее время о какой-либо ответственности не идет и речи. Выплачивать компенсации собираются из бюджета Псковской области. Глава администрации региона Андрей Турчак сообщил, что семьи погибших получат по 600 тысяч рублей, пострадавшие – по 100 тысяч. Область возьмет на себя расходы на погребение, поможет в реабилитации пострадавших. Будет оказана помощь и в транспортировке тел погибших граждан Латвии на родину, а также обеспечено пребывание на Псковщине приехавших из Латвии родственников пострадавших пассажиров.
Обещают выплатить полагающиеся страховки и обе фирмы, которым принадлежат столкнувшиеся автобусы.
Второй серьезный вопрос – график работы водителей рейсовых и туристических автобусов, который зачастую противоречит всем нормам трудового законодательства и элементарной безопасности. Ради дополнительной прибыли автоперевозчиков водители перерабатывают, не имеют достаточного отдыха, а в результате засыпают за рулем или не могут должным образом сосредоточиться на дороге. Следствием такой хронической усталости становятся тяжелые ДТП и человеческие трагедии.
К тому же большинство дорог в России таковы, что передвигаться по ним небезопасно не только ночью, но и в светлое время суток.