Рыночники вводят для шахтеров ненормированный подземный труд
Сбывается мечта олигархов об отмене законодательных барьеров для неограниченной продолжительности рабочего дня рядовым работникам. Такие пожелания не раз выражали миллиардер М. Прохоров, президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Шохин, его зам по РСПП и одновременно президент Всероссийского союза страховщиков И. Юргенс и прочие богачи.
Их пожелания начала исполнять «Единая Россия». Первыми жертвами олигархической оптимизации становятся шахтеры. Почему именно они? Возможно потому, что в Госдуме, под сенью единороссовской фракции, собралось несколько депутатов от Кемеровской области – Б. Михалёв, С. Поддубный, Т. Алексеева, Н. Валуев, П. Федяев, В. Гридин. Они решили «обкатать» идею усиленной эксплуатации на своих избирателях – на шахтерах. К кемеровчанам в качестве соавторов подключились еще несколько единопартийцев – И. Фахритдинов и Р. Баталова (избраны от Башкортостана), северо-осетин Т. Агузаров, ростовчанин А. Каминский и справросс Д. Горовцов, голосующий как единоросс. Эта группа инициировала законопроект «О внесении изменений в статью 94 Трудового кодекса РФ», позволяющий увеличивать рабочую смену шахтерам вопреки медицинским требованиям о защите здоровья. Теперь статья гласит:
«Отдельным категориям работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, может быть предусмотрено (кем? – Авт.) увеличение продолжительности ежедневной работы (смены)…
…Для работников, занятых на подземных работах по добыче угля (сланцев), а также работников, занятых на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений по добыче угля… на рабочих местах которых в установленном порядке выявлены вредные и (или) опасные условия труда и установлена 30-часовая рабочая неделя, допускается увеличение установленной настоящим Кодексом продолжительности ежедневной работы (смены)…»
Получился законопроект о ненормированном рабочем дне для горняков. Единороссы приняли его (за – 239, против – 88, фракция КПРФ, не голосовали – 123) в первом чтении на пленарном заседании Госдумы во вторник, 8 октября.
Отстаивал его по поручению своей партии недавний горняк с 30-летним стажем из Ленинска-Кузнецкого, заслуженный шахтер Кузбасса, почетный гражданин Кемеровской области и Ленинска-Кузнецкого Борис Михалёв. Раскусил ли он тот цинизм, с которым «ЕдРо» замахнулось на его трудовую репутацию и заслуги, неизвестно. Во всяком случае, Борис Владимирович исполнил задание партии с энтузиазмом. Он заявил, что сами шахтеры захотели «предоставить им возможность увеличивать продолжительность рабочей смены в рамках сокращенной рабочей недели».
Законопроект разрешает только продлевать рабочие часы. Но как будет учитываться время, проведенное шахтерами под землей сверх 6 часов, как будет предоставляться дополнительный день отдыха, законопроект умалчивает.
«В СССР, – напомнил В. Федоткин (КПРФ), – каждый сверхурочный час оплачивался в двойном размере, а вы удлиняете рабочий день горнякам, но ничего не говорите, как это скажется на оплате? У многих наших шахтеров она меньше средней по стране, ниже 27 тыс. рублей…»
Б. Михалёв: «Действительно, зарплата у горняков позволяет быть выше, чем есть… Но мы говорим только о продлении на два часа рабочей смены».
В размытом тексте законопроекта А. Локоть (КПРФ) не увидел ни четкой регламентации о продлении смены, ни достойной оценки увеличивающейся интенсивности труда шахтеров: «Мы открываем ворота работодателю, который, имея такой вот закон, продавит через коллективный договор или своим распоряжением рабочую смену до 25 часов в сутки. Для собственника главное прибыль, а не здоровье и благополучие шахтера».
Михалёв полагает, что всё отрегулирует межотраслевое соглашение. Но им, как известно, вертят начальники, подчиняющиеся тем же работодателям. Некоторые депутаты вообще усомнились в том, что шахтеры хотели увеличить себе рабочие смены. Шесть часов под землей – это предел морального и физического напряжения, которое испытывают угледобытчики.
«ЕдРо» протащило законопроект, которым практически открывает новый этап наступления на права людей тяжелой, экстремально опасной профессии – шахтеров. И делается это руками человека, который знает, каких усилий стоит добыча каждого килограмма угля. Но став депутатом прокремлевской партии, господином единороссом, Михалёв отрешился от реальных забот и тягот, которые испытывают шахтеры, видимо, уже подстроился под требования буржуазной среды. С его участием протолкнули закон, который позволит увеличить прибыль имущих за счет неограниченной эксплуатации работников.
Что-то получило общество от эффективных? Если говорить о шахтерах, то они от «эффективных собственников» получили массу аварий, падение по сравнению с советским периодом уровня жизни и уровня безопасности на шахтах. Разница в доходах собственников и угледобытчиков зашкаливает стократ. И разница увеличится, когда вступит в силу принятый в первом чтении законопроект Михалёва.
В этой связи не лишне вспомнить о шахте «Распадская», которую называют империей Абрамовича. В мае 2010 года на этой шахте произошла огромная катастрофа – взрывы метана унесли жизни 92 горняков. Когда в шахте искали возможность спасения оставшихся в забое шахтеров, Абрамович смотрел футбольный матч приватного клуба «Челси». Расследование причин катастрофы указывало, что на шахте плохо обстояли дела с безопасностью и защитой труда. В. Путин требовал жесткости к виновникам…
Но что в итоге? Шахтерам – закон, увеличивающий до безразмерности их рабочие часы под землей. Абрамович за 75 млн долларов покупает на Манхэттене часть престижного шестиэтажного особняка, построенного в
1920-е годы для угольного магната Эдварда Бервинда. Роскошная яхта Абрамовича уже причалила к нью-йорксим берегам…
Галина ПЛАТОВА