Журналистка The Wall Street Journal Энн Джолис встретилась с бывшим настоятелем церкви в деревне Павловское на юге Подмосковья Дмитрием Свердловым, который отстранен от служения за вольнодумство.
По версии московской епархии РПЦ, Свердлов запрещен в служении из-за того, что несколько раз самовольно отлучался из прихода, однако, как это часто бывает в путинской России, официальная версия смехотворна, говорится в статье.
«Один из церковных чиновников сказал мне прямым текстом, что временный запрет вызван моими действиями», – рассказал священник. Эти «действия» включают разоблачение нарушений на выборах 2011 года, критику действий властей в ходе наводнения в Крымске, записи в блоге, осуждающие коррупцию и судебную систему, а также несогласие с позицией Церкви по ***** Riot.
Настоятель павловской церкви был неудобной трещиной в тесном союзе РПЦ и Кремля, констатирует автор статьи. Официально в России Церковь отделена от государства, в реальности же ситуация напоминает о временах российской империи, когда иерархи обеспечивали легитимность государя. При этом в последние годы теряющий популярность Путин все с большим рвением укрепляет партнерство с Церковью, например, выделяя из бюджета миллиарды на восстановление православных храмов. В ответ РПЦ открыто поддерживает президента и его партию «Единая Россия», пишет Энн Джолис.
Свердлов – один из немногих священнослужителей, бросивших вызов сложившемуся порядку вещей, хотя сам он себя политическим бунтарем не считает. Он пришел к вере в конце 1980-х годов, когда был студентом одного из московских вузов. По окончании обучения какое-то время работал в строительном и финансовом секторах, но духовное призвание дало о себе знать. В 2007 году Свердлова отправили в Павловское с заданием основать новый приход. На первых порах он проводил службы в железном вагончике 2,5 на 5,5 метра. «Никакого золота, никаких свеч, только три иконы на столе. Это было очень здорово, – вспоминает бывший настоятель. – Мне это напоминало времена раннего христианства».
Со временем у отца Дмитрия появилось новое хобби – вести блог в «ЖЖ». Забавные посты о разговорах с собственными детьми быстро обросли аудиторией, и тогда главный редактор сайта pravmir.ru предложил ему стать постоянным автором.
Первый материал Свердлова, навлекший на него гнев руководства, был посвящен парламентским выборам 2011 года, на которых он был наблюдателем. В колонке для pravmir.ru он честно описал, как избирательная комиссия его участка приписала победу «Единой России», хотя на самом деле партия власти не набрала большинства голосов.
Церковное начальство выразило ему свое неудовольствие, однако статья наделала много шума, и на фоне крупномасштабных акций протеста увольнять священника-вольнодумца побоялись.
Никто тогда не знал, чем закончится волна народных выступлений, вспоминает Джолис. Патриарх Кирилл сначала призывал власти не разгонять мирных демонстрантов, после чего последовал скандал с его роскошной квартирой, и глава РПЦ «одумался».
«У российских спецслужб много компромата на церковных иерархов и даже на мелких священников, – объясняет Свердлов. – Если кто-то в церкви скажет: «Вы должны прислушаться к оппозиции», они опубликуют компромат и расскажут всей стране про квартиры, самолеты, любовниц (может, и любовников) и про все остальное. Возможно, и про работу на КГБ в советское время».
После акций протеста и президентских выборов случился скандал с ***** Riot, напоминает журналистка. «Я не поддерживаю ***** Riot, – уточняет свою позицию священник. – Я не согласен с выбранными ими методами». Однако, будучи частью Церкви, он не мог спокойно наблюдать за тем, как обращались с участницами «панк-молебна».
«Я извинился за это, извинился за агрессивную реакцию, – говорит священник. – И эти слова стали новой бомбой. Я не сделал ничего особенного, просто сказал, что думаю».
В сентябре 2012 года Свердлова перевели в другой приход, а в январе 2013-го запретили в служении на пять лет. Пока что возвращение к церковной карьере в его планы не входит.