В России – очередная «горячая точка», где сложилась критическая ситуация. В Якутии фактически сорван северный завоз, несколько районов республики оказались под угрозой остаться без необходимого продовольствия и топлива. Впрочем, сложно назвать «точкой» самый большой по территории субъект Российской Федерации.
Якутская земля богата природными ресурсами, в советские времена здесь активно развивалась промышленность. Но климат здесь суровый, много труднодоступных мест. Для нормальной жизни людей в таких непростых условиях всегда требовалась помощь федерального центра. Но если раньше такая помощь оказывалась, что называется, в плановом порядке, то сегодня о жителях Якутии вспоминают, только когда ситуация уже дошла до точки кипения. Каждый год здесь случаются масштабные лесные пожары и серьезные наводнения. И всякий раз виновниками катаклизмов оказываются «природные факторы».
Резоны специалистов о развале инфраструктуры в расчет обычно не принимаются. И после того как федеральные и региональные ведомства проваливают свой участок работы, «героическим спасителем» выступает МЧС.
Нечто подобное повторяется и сегодня. Глава МЧС Владимир Пучков сообщил, что запасы предметов первой необходимости и топливно-энергетических ресурсов в Якутии на предстоящую зиму составляют менее 50% от необходимого. В нескольких районах уже ощущается дефицит основных продовольственных товаров, а котельные переводят в режим экономии из-за отсутствия топлива.
В связи с этим в республику обещано доставить 80 тонн продовольствия, выделенные Росрезервом. Около 40 тонн главным образом картофеля, моркови, лука и других овощей уже переправлено самолетами. Срочно переправляются туда и дополнительные объемы топлива.
Правда, власти Якутии утверждают, что все в порядке: никто не голодает, во всех социальных учреждениях есть тепло и электричество, а страсти-де искусственно нагнетают. Однако, что «нагнетают» не на пустом месте, вынуждены признать и они. «Эта ситуация сложилась 1,5 месяца назад. Но некоторые журналисты в погоне за жареными фактами представляют информацию с искажениями, а необъективная информация создает напряженность», – заявил, в частности, глава Якутии Борис Борисов.
Вот только если бы «нагнетаемая информация» о положении в республике не появилась в центральной прессе, решение проблемы было бы совсем упущено. И тогда уже через две-три недели, как признает и сам Пучков, тысячи человек действительно остались бы без еды и тепла.
Как выяснилось, в северные районы республики вместо необходимых 33 тыс. тонн топлива завезли менее 15 тыс. тонн. Также не сумели довезти и нужного количества продовольствия. Виновников срыва северного завоза нашли быстро – обмелевшие и слишком рано покрывшиеся льдом реки, прежде всего Индигирка. Некоторые из чиновников мыслят и вовсе глобально: мол, всему виной глобальное потепление климата. В итоге в лед вмерзли и не дошли до пункта назначения 28 судов. Экипажи судов пришлось эвакуировать.
Всерьез такие оправдания принять невозможно. Ранняя зима в Якутии – ни для кого не новость (так, 4 ноября средняя температура по республике была минус 21 градус), плачевное состояние русел рек – тоже.
«Сейчас здесь нет молочных продуктов, колбасных изделий, овощей и фруктов. Все, что пришло, закончилось сразу же. И цены накручивают», – сообщала в конце октября специалист по ценообразованию Абыйского улуса Ираида Суздалова. За молоком по цене 137 рублей за литр людям приходилось давиться в многочасовых очередях. В очередях начались драки.
«26 октября в отдел полиции поступило сообщение о том, что в поселке Белая Гора между местными жителями, стоявшими в очереди за овощами, возник конфликт. На место были направлены сотрудники полиции, которые провели с гражданами профилактическую беседу и нормализовали ситуацию», – рассказал News.ykt.ru руководитель пресс-службы МВД по республике.
После того как информация о положении в этом и других населенных пунктах была предана гласности, положение здесь взято под особый контроль и ситуация несколько нормализовалась.
«Каждый год происходит такое, когда речники недозавозят грузы. Что-то у них с организацией перевозок», – цитирует информагентство «Новый регион» представителя Управления автомобильных дорог.
Не верят в «экстремальные природные причины» и местные жители, утверждающие, что год от года положение с серверным завозом становится хуже. Ну а экстремальные авиарейсы МЧС, о которых столько твердят по телевидению, обходятся им в копеечку: ведь стоимость завоза килограмма продовольствия по воздуху – почти 300 рублей, тогда как по земле или воде в два с лишним раза меньше. Естественно, это отражается и на цене продуктов.
Ну раз виновата в случившемся лишь река Индигирка, ни с республиканских чиновников, ни с министерства регионального развития и других правительственных ведомств за провалы в работе не спрашивают, дожидаясь нового аврала.
Е. ЮРЬЕВА