Не могу согласиться с мнением немецкой газеты «Frankfurter Allgemeine Zeitung», которая, комментируя реорганизацию Российской академии наук («СР», 7.11.2013), пишет, что, занеся было руку для реформаторского удара, президент Путин ужаснулся необратимым последствиям этого шага и принял решение наложить годичный мораторий на принятие решений, связанных с распоряжением имуществом РАН. Если бы действительно было так, то не годичный мораторий он бы установил, а в первую очередь выполнил бы требование ученого сообщества не проводить реформу Академии наук без тщательного обсуждения этого вопроса учеными и общественностью.
Мы же все помним, с какой спешкой, можно сказать, инкогнито и кулуарно принималось это решение. А просьбу президента Академии наук Фортова отложить рассмотрение в Госдуме проекта закона о реформировании академии хотя бы на год, чтобы по-деловому обсудить этот непростой вопрос с учеными и общественностью, президент Путин решительно отверг. По всему было видно, что вопрос реформирования РАН фактически был решен, и оставалось только лишь провести формальную процедуру принятия его в Думе. Путин, естественно, был хорошо информирован о затеваемой реформе академии, а возможно, и был ее инициатором. Не Голодец же с Ливановым решают такие вопросы.
И теперь уже ни для кого не секрет, что основным вопросом, который интересовал реформаторов, было имущество, здания, сооружения и земли, принадлежащие академии. Поэтому и была такая спешка с принятием решения сразу в двух чтениях, чтобы, пока общественность не опомнилась, завладеть всем этим богатством. Даже в утешение протестующим ученым вернули проект закона «во второе чтение», внесли ничего не значащие поправки в него, а интересующая их суть осталась неприкосновенной.
Более того, на волне возмущения Путин обещал, что в течение первых трех лет после реформирования имуществом будет распоряжаться президент Академии наук. Но прошло совсем немного времени, и уже создается структура по управлению имуществом академии (аналог печально известного «Оборонсервиса»), назначают руководителя, не имеющего никакого отношения к науке, но, видимо, обладающего хваткой распоряжаться финансами и чужим имуществом. И после всего этого следует невнятное заявление об установлении годичного моратория на принятие всех решений, связанных с распоряжением имуществом РАН и кадровыми перестановками. Это надо понимать так, что в течение ближайшего года реформаторы определятся, как им будет удобнее распорядиться имуществом РАН, а проще говоря, как прибрать его к рукам. То есть получат то, к чему они и стремились.
Не напоминают ли все эти манипуляции с реформированием отлично проведенную операцию спецслужб? Все-таки хорошую подготовку получали люди в спецслужбах, особенно в Комитете государственной безопасности. Кадры, прошедшие эту школу, были действительно спецами на все руки. Особое внимание там обращали на работу с людьми, или (как бы выразиться деликатнее) умение обрабатывать людей так, чтобы они, когда смотрели на белое, говорили, что это черное, и наоборот. Не из этой ли серии реформа академии, протаскивание законов о распродаже земли, отмене льгот ветеранам, пенсионная реформа и ряд других болезненных для людей акций?
Все эти законы и реформы протаскивались через Госдуму с заклинаниями о неустанной заботе о благе народа. Если бы нынешние правители действительно пеклись о жизни простых людей, то вряд ли бы подписали, например, распоряжение о разработке вредных для жизни и здоровья людей никелевых месторождений в центре России в заповедных местах Новохопёрского района. И планируется эта разработка для того, чтобы еще один человек заработал миллиард и мог бы прикупить себе экзотический остров или очередную яхту, а тысячи людей вместе с уникальной природой будут загибаться и умирать, досрочно уходить из жизни.
Из этой же серии разговоры о патриотизме. О каком патриотизме может идти речь, когда буквально 7 ноября этого года на Красной площади Москвы власти организовали торжественный марш, посвященный историческому параду в 1941 году в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Но на этом нынешнем марше тот парад напоминали лишь белые полушубки и техника того времени. Все остальное – из атрибутики нынешнего «демократического» времени. Снова задрапированный Мавзолей Ленина, которому и поклялись бойцы того времени освободить свою Родину от фашистских захватчиков. Впереди колонн несли поруганный предателями в годы войны триколор и еще непонятный флаг с перекрещивающимися линиями, не имеющий к временам войны никакого отношения. И ни одного знамени, под которым ковалась наша победа. Но это и не входило в их сценарий. Вот такие они патриоты и реформаторы.
П.Н. ДОЛГИХ
г. Воронеж