|
||
Пресс-конференция министра иностранных дел Кубы Фелипе Переса Роке в связи с судом над наемниками на службе империи, состоявшимся 3, 4, 5 и 7 апреля. Гавана, 9 апреля 2003 года (Продолжение. Начало в «СР», №42) Теперь стоит кратко процитировать текст и напомнить обязательства, занесенные в это соглашение. Это Совместное коммюнике от 9 сентября 1994 года, подписанное обоими правительствами, где говорится, что «мигрантам, спасенным в море, которые попытаются въехать в Соединенные Штаты, не будет разрешен въезд в Соединенные Штаты»; где говорится, что «обе страны обязуются сотрудничать в том, чтобы предпринимать нужные и эффективные действия с целью помешать незаконной перевозке людей в Соединенные Штаты» — это подписано; где говорится, «что оба правительства примут эффективные меры, чтобы воспрепятствовать и помешать использованию силы со стороны любого лица, пытающегося прибыть или прибывшего в Соединенные Штаты с Кубы посредством насильственного угона воздушных и морских судов» — это обязательство, подписанное правительством Соединенных Штатов; где говорится, что «Соединенные Штаты заверяют, что легальная эмиграция в Соединенные Штаты с Кубы будет минимум 20 000 кубинцев ежегодно». Я остановлюсь здесь на этом графике, который я показываю: минимум 20 000 кубинцев в год — это обязательство правительства Соединенных Штатов предоставить им визы, чтобы они эмигрировали, не считая близких родственников американских граждан, не считая этого, не менее 20 000. На этом графике представлено то, что происходит после пяти месяцев девятого года существования соглашения. Каждый год соглашения начинается 1 октября. Между 1 октября и 28 февраля, в эти первые пять месяцев действия соглашения в текущем году, в который Соединенные Штаты должны дать не менее 20 000 виз, по прошествии пяти месяцев было выдано 505 виз; в предыдущем году их было 7 237; в 2001 году их было более 8 300; в 2000 году — 10 860; в 1999 году в это время, по прошествии пяти месяцев, уже получили визы и были в процессе эмиграции в Соединенные Штаты почти 11 600 кубинцев. Что означает это резкое сокращение выдачи виз в явное нарушение миграционного соглашения? Почему правительство Соединенных Штатов не выполняет своих обязательств? Почему по прошествии пяти месяцев нет уже примерно 10 000 кубинцев с визами, а было выдано едва лишь 2,5% виз, о которых существует договоренность?.. Есть люди, заинтересованные в том, чтобы покончить с миграционными соглашениями. Есть список людей, которых мы хорошо знаем, кто хочет, чтобы не было миграционных соглашений, кто хочет создать инцидент между Кубой и Соединенными Штатами, кто требует от правительства Соединенных Штатов начать агрессию против Кубы. Поэтому я думаю, что это подходящий момент для того, чтобы предупредить о наличии этой новой ситуации провокаций и конфронтации. 2 мая 1995 года оба правительства обнародовали Совместную декларацию, которая добавляется к предыдущему коммюнике и где говорится: «Начиная с этого момента кубинские эмигранты, которые будут задержаны Соединенными Штатами в открытом море, будут возвращаться на Кубу. Обе стороны подтверждают свое совместное обязательство принять меры для того, чтобы воспрепятствовать опасным выездам с Кубы, которые могут означать угрозу жизни людей, и противостоять актам насилия, связанным с незаконной эмиграцией». Вот действующая договоренность между нашими странами, и мы видим, как опасно не выполняется миграционное соглашение и выдается действительно минимальное количество виз для законной эмиграции с Кубы.
Теперь, после рассмотрения всех этих предшествующих событий и объяснения причин, которые вызвали их, и условий, которые поставили нас в это положение, я сообщу о судебных процессах. На Кубе было проведено двадцать девять судебных процессов, практически во всех провинциях страны. Были предъявлены обвинения 75 человекам, причем 74 из них — мужчины, и соответствующими судами были определены наказания от 6 до 28 лет лишения свободы. Поэтому неверно, что некоторые присуждены к смертной казни; неверно, что в этих случаях некоторые были присуждены к пожизненному заключению, что предусмотрено законом, и я должен сказать, что кое-кто из этих подсудимых вел себя так, что заслуживал наказания даже более сурового, чем то, что они получили, как это также предусмотрено законодательствами всего мира. Уголовные процессы велись в чрезвычайном порядке в силу Закона № 5 от 1977 года, Закона об уголовном судопроизводстве. И здесь я хочу сделать примечание. Чрезвычайный суд — это орган, никоим образом не являющийся кубинским изобретением и тем более используемый только на Кубе. Он практически предусмотрен законодательствами более ста стран мира, в том числе Соединенных Штатов, и на деле был введен на Кубе испанским колониальным правительством. Чрезвычайный суд на Кубе не возник с Революцией, он восходит к Закону об уголовном судопроизводстве от 1888 года, так что на Кубу это принесли испанские колонизаторы, испанское колониальное правительство. Закон об уголовном судопроизводстве от 1888 года действовал на Кубе как закон о судопроизводстве до 1973 года, когда были приняты новые правовые положения, которые многое из него почерпнули. Так же, как нынешний Торговый кодекс Кубы — еще испанский, колониальный. И чрезвычайный суд использовался военным правительством американских интервентов с 1900 по 1902 годы. Так что мы унаследовали этот орган, который, кроме того, используется во всем мире. Чрезвычайный суд означает право председателя Верховного суда сократить сроки судопроизводства, но ни в коем случае не означает ограничение гарантий. Поэтому я отвергаю идею о том, что чрезвычайный суд — это суд без гарантий или что чрезвычайный суд — это орган, созданный Кубой. ... Я утверждаю, что соблюдалось абсолютное уважение к должному ходу процесса и к гарантиям для всех обвиняемых, в силу кубинского законодательства и в силу принципов, признанных и принятых во всем мире. Приведу вам шесть пунктов. Во-первых, все обвиняемые были знакомы с предъявленными им обвинениями и имели возможность до начала суда изложить по ним свою позицию; изложить все, что они считали нужным. Неверно то, что они узнали об этом на суде; они были проинформированы заранее и имели возможность, как любой обвиняемый на Кубе, высказать свое мнение, свои соображения по поводу обвинения. Во-вторых, все подсудимые воспользовались правом быть представленными адвокатом, защитником, который, согласно кубинскому законодательству, может быть назначен обвиняемым, в противном случае его назначает суд. Я поясню, что в 29 судебных процессах участвовало 54 защитника; у некоторых адвокатов было более одного подзащитного. Участвовало 54: 44 были назначены обвиняемыми и членами их семей. Я отвергаю идею о том, что кто-либо из обвиняемых мог не иметь должную защиту на суде, это неверно. Лгут те, кто это говорит. Из 54 защитников 44 — 80% — были назначены обвиняемыми; десять были назначены судами. В-третьих, все обвиняемые воспользовались правом быть заслушанными в ходе судебного процесса предварительно созданными судами. Не было создано никакого специального суда ad hoc, чтобы их судить. Они не предстали перед каким-либо срочно созданным военным судом, это неверно. Они предстали перед предварительно созданными провинциальными судами, как это предусмотрено нашим законом, и были судимы судьями, которые были назначены до предъявления обвинений, судьями, которые уже существовали и работали в этих судах. Также не было ни срочного назначения судей, ни специально созданных судов, это неверно. Таким образом, все воспользовались своим правом быть выслушанными уже существовавшими судами и судьями в ходе устного судебного разбирательства, каждый из них; имело место устное судебное разбирательство, где выступил обвиняемый, где он воспользовался своим правом выступить вновь в конце, когда он отвечал на вопросы защитника и прокурора, где были свидетели и эксперты, где защитники допрашивали свидетелей и экспертов. Имело место устное судебное разбирательство, потому что наш закон не допускает вынесения решения суда, как американское законодательство и законодательство других стран, без устного судебного разбирательства, в конце которого, если обвиняемый признает себя виновным или достигается соглашение, уже может быть вынесен приговор. Здесь, на Кубе, устное судебное разбирательство обязательно, и оно состоялось. Значит, здесь никого не судили только на основании бумаг или без того, чтобы выслушать его мнение и его показания и показания его защитников. Судебное разбирательство, помимо устного, было публичным. Я отвергаю идею о тайных судах. В ходе каждого процесса участвовало в среднем по 100 человек. Во всех судебных заседаниях участвовали почти 3 000 человек, в основном родственники, помимо свидетелей и экспертов — сотни свидетелей и экспертов — в среднем по 100 человек на каждый процесс, почти 3 000 человек в 29 процессах. Поэтому я отвергаю идею о том, что обвиняемых судили в каком-то месте безо всяких гарантий и без чьего-либо присутствия; это ложная информация... В-четвертых, все обвиняемые и их защитники воспользовались правом предъявить доказательства в свою пользу, которые они считали целесообразными, кроме доказательств, предъявленных следствием и прокуратурой; правом представить своих свидетелей, защитники представили 28 свидетелей, они были представлены защитой, а не ранее прокуратурой, из них 22 — подавляющее большинство — тут же получили разрешение суда выступать в качестве свидетелей. Все защитники имели предварительный доступ к обвинительному заключению. Здесь не произошло того, что случилось с защитниками пяти кубинцев, несправедливо осужденных в Майами, которые даже сегодня, через столько времени после суда, не смогли получить доступ к 80% документов, представленных прокуратурой, так как правительство Соединенных Штатов объявило их секретными. Такого здесь не произошло. Здесь не произошло так, как с пятью кубинцами в Майами, когда обвиняемые, готовя свое последнее слово, не смогли прочесть, в чем их обвиняют. Этого не произошло, как также не случилось, что защитникам пришлось выступать, не прочтя 80% страниц обвинительного заключения прокуратуры. Такого не произошло. Также не случилось того, что какое-либо из этих лиц, обвиняемых на Кубе, было заключено в одиночную камер, в карцер, чтобы помешать им подготовиться к суду. В-пятых, все имеют право, и так они были уведомлены на суде обжаловать приговор в судебной инстанции, вышестоящей по отношению к той, в которой они были осуждены, в данном случае в Верховном суде; это их право, и кубинское законодательство уважает его со всей скрупулезностью. И в-шестых, я сказал, что приведу шесть аргументов, — соблюдалось самое открытое и полное уважение к физической безопасности, к физической и моральной цельности каждого обвиняемого на всех этапах процесса. Здесь нет ни малейшего доказательства, ни малейшего подозрения, нас не могут обвинить в применении принуждения, давления, угрозы или шантажа, потому что у нас есть этика, потому что мы верим в ценности человека, и это то, что позволило нам дойти досюда, и наш народ знает это. По этому вопросу, на тему о гарантиях, я познакомлю вас с мнением одного из обвиняемых на вчерашнем суде.
(Показывают видеозапись.) Председатель суда. ...давать показания или воздержаться. Вы хотите давать показания? Обвиняемый. Да, я хочу давать показания. Председатель суда. Свободно? Обвиняемый. Свободно. Председатель суда. Мы вас слушаем. Обвиняемый. Я предлагаю, чтобы мне задавали вопросы, так же как Мигелю, чтобы суд задавал мне вопросы. Председатель суда. Это свободно, по вашему желанию… Тогда я говорю вам то же самое: если вы не захотите отвечать на какой-либо вопрос, сообщите об этом членам суда, это ваше право. Обвиняемый. Хочу особо отметить здесь, перед этим судом, корректное обращение с нами со стороны работников госбезопасности в следственном учреждении, это было справедливое обращение, не было случая, чтобы нас оскорбляли, чтобы с нами обращались плохо. Мы хотим отметить, что отношение к нам со стороны офицеров, начальников Вильямаристы и всего работающего там персонала, как охранников, так и обслуживающего персонала, было наилучшим, во всяком случае ко мне; я должен сказать так, потому что у меня не было контакта с другими обвиняемыми. И я хочу поблагодарить за такое корректное отношение к нам, за то, что нам трижды в день оказывали тщательную медицинскую помощь, и если возникала любая боль, любое недомогание, тут же в камеру приходили врачи, они были там с нами, если повышалось давление или если нужно было вовремя дать таблетку, если тут что-то болит, если вдруг зубная боль, что угодно, работники следственного отдела постоянно были с нами. Нам разрешили свидание с родными, нам дали 15, 20, 25 минут, чтобы встретиться с родными, и мы благодарны за это, по крайней мере я благодарю за это, так я должен сказать; свидание с родными было свободным, в присутствии следователя, но хорошо, оно было свободным, нам позволяли много говорить, наконец, контакты с нашими защитниками тоже были нелимитированными, нам давали сколько угодно времени, чтобы общаться с ними. Ну хорошо, надо ясно сказать, что ложные слухи, которые могут быть относительно обращения со стороны работников следственных органов Вильямаристы, — это ложные слухи, нельзя сказать, что там к кому-либо плохо относятся, кого-то оскорбляют или применяют репрессивные меры.
Фелипе Перес. Хочу добавить к виденному здесь некоторые пояснения. Здесь я должен привести такой факт: имеется 37 обвиняемых, которые якобы работали как «независимые журналисты». Я видел публикации, в которых говорится, что мы арестовали главных кубинских журналистов, что мы арестовали представителей кубинской интеллигенции. Что меня впечатляет, так это чрезвычайная нелепость, легкомысленность, с какой говорят на эту тему. Из 37 обвиняемых, которые в течение многих лет объявляли себя «независимыми журналистами», в то время как выполняли работу в качестве агентов правительства Соединенных Штатов на Кубе, действительно изучали журналистику и когда-то были журналистами четверо, ясно? Четверо из 37, и на Кубе не существует техников в журналистике, ясно? — да и нигде в мире. Только 4 учились журналистике в каком-то университете и когда-то работали журналистами, четверо из 37. Из 37 получили какое-либо университетское образование 14, включая этих 4, ясно? — это чтобы вы, пожалуйста, помогли мне объяснить тем, кто, очевидно, был плохо проинформирован, но ни в коем случае не имел дурные намерения. Пожалуйста, помогите нам сказать им, что на Кубе, помимо 157 корреспондентов, работающих для иностранных СМИ: некоторые из них — граждане других стран, другие — кубинцы, 157, вот вы здесь составляете их важную часть, — на Кубе работают в качестве журналистов, имея дипломы лиценциатов по журналистике, выданные нашими университетами после пятилетнего обучения, и многие прошли последипломное обучение в других учебных заведениях, в университетах других стран мира — 2 175 журналистов. Пожалуйста, объясните, что журналисты — это вы и они, 2 175 кубинских журналистов, работающих сегодня в 548 органах кубинских средств массовой информации — пятистах сорока восьми! — на радио, на телевидении, в печатных изданиях, из которых 237 имеют свои электронные страницы. Вот кубинская пресса, а не наемники, публикующие в «Майами Геральд» то, что им указывают их хозяева, как мы увидим позже; потому что у нас есть для вас и другие сведения, ясно?.. С другой стороны, я должен сказать, что только экономистов и бухгалтеров на Кубе более 60 000. Идея о том, что главные кубинские экономисты отданы под суд, как мне кажется, оскорбляет наш разум. Их более 60 000, и ни один не был обвиняемым на суде, ясно? Более 60 000. На Кубе имеется более 700 000 специалистов с высшим образованием. Когда я слышу, как некоторые видные деятели говорят, что отданы под суд лучшие представители кубинской интеллигенции, я действительно думаю о наших товарищах, о славе нашего балета, музыки, литературы, поэзии, живописи, сцены, о наших выдающихся журналистах, о наших писателях. Мне кажется, что не признавать их таким образом и сводить кубинскую интеллигенцию к этой группе людей, потому что среди них есть несколько человек с высшим образованием, несколько представителей интеллигенции, несколько людей, которые когда-то работали журналистами, мне кажется, что это действительно значит оскорблять усилия, прилагаемые нами во имя образования нашего народа и культуры. Поэтому помогите нам разъяснить, что не все кубинские специалисты с высшим образованием были отданы под суд, что на Кубе их более 700 000. И конечно же, я говорю об этом без раздражения, ведь не то что у нас иссякнет терпение или мы дадим себя спровоцировать этими заявлениями, а просто нам кажется, что правда должна быть сказана со всей честностью, независимо от позиций или мнений, существующих в отношении Кубы.
Наконец, хочу сказать по этой теме, что прокуратура применила следующие статьи кубинского законодательства, законов, предварительно утвержденных на Кубе. Здесь никого не судят по закону, принятому после предъявления обвинения. Здесь правовое государство, здесь страна с уважающими себя институтами, которые выполняют свою работу. Была применена Статья 91 кубинского Уголовного кодекса, Закон 62 от 1987 года, который, в свою очередь, пришел из испанского Уголовного кодекса. Эта статья включена в кубинский уголовный кодекс с тех пор, когда Куба была испанской колонией, и она почти так же сформулирована в американском Уголовном кодексе. В ней говорится: «Действия против независимости или территориальной целостности государства. Лицо, совершающее действие в интересах иностранного государства с целью причинения ущерба независимости кубинского государства или целостности его территории, приговаривается к лишению свободы на срок от 10 до 20 лет или к смертной казни». Эта статья взята в таком виде из кубинского Кодекса социальной защиты, принятого в 1936 году, который, в свою очередь, идет от испанского. Ясно? Мы считаем, и прокуроры считают, и народ Кубы считает, что тот, кто получает деньги от иностранной державы, поддерживает блокаду, способствует распространению тенденциозной информации, оправдывающей блокаду, тот совершает акты на службе иностранной державы, так же, как тот, кто предоставляет информацию с тем, чтобы применялся закон Хелмса—Бертона, и потому наши законы должны служить нам для того, чтобы защититься от подобного образа действий. Раньше мы этого не делали? Это так. Мы были терпеливы, как я уже объяснял, мы были терпимы, но нас заставили защищаться. С другой стороны, были применены несколько статей Закона № 88 «О защите национальной независимости и экономики Кубы» — кубинского закона-антидота, принятого в ответ на закон Хелмса—Бертона. И Куба не была единственным государством, провозгласившим, что на его территории является преступлением сотрудничать с законом Хелмса—Бертона, подчиняться ему; Канада тоже издала такой закон. В Канаде считается преступлением сотрудничать или мириться с законом Хелмса—Бертона. Европейский союз принял Правила, и в другой группе стран, в Мексике, в Аргентине были приняты законы, наказывающие как за преступление сотрудничество с законом Хелмса—Бертона или подчинение ему. В этих странах считается преступлением выполнять закон Хелмса—Бертона, это словно закон-антидот, мера необходимой обороны от экстерриториального характера закона. Как же нам не иметь закона для защиты от этого? И такой закон был принят. Говорили, что это узники совести, что их обвинили за то, как они думают и что говорят, что я категорически отвергаю. Здесь судили за дела и поведение, обозначенные в законе как преступления, и ни в коем случае не за идеи. Битвы идей мы выигрываем идеями, как говорил Хосе Марти, и мы очень сильны в наших идеях. Мы наказываем дела и поведение. Здесь у меня статьи Закона № 88 «О защите национальной независимости и экономики»: «Статья 5.1. Тот, кто собирает информацию, могущую быть использованной для применения закона Хелмса—Бертона, блокады и экономической войны против нашего народа, закона, направленного на подрыв внутреннего порядка, дестабилизацию страны и ликвидацию социалистического государства и независимости Кубы, наказывается лишением свободы.» «Статья 6.1. Тот, кто собирает, размножает, распространяет материалы подрывного характера, поступающие от правительства Соединенных Штатов Америки, их агентств, представительств, должностных лиц или любой другой иностранной организации, чтобы поддерживать цели закона Хелмса—Бертона, блокаду и войну, наказывается …» Говорили, что их арестовали за то, что у них дома были книги Марка Твена, что у них дома были «Приключения Тома Сойера», Библия. Это обвинение оскорбляет нашу чувствительность и оскорбляет правду. Почему на Кубе не должно быть преступлением распространение пропаганды правительства Соединенных Штатов, руководств по внутренней подрывной деятельности, текстов в поддержку блокады Кубы? Почему мы не можем защищаться от самой длительной блокады, когда-либо существовавшей в истории? Почему? Наша страна имеет право в силу Устава Организации Объединенных Наций защищать свое право на самоопределение, выбирать свою систему, и имеет право квалифицировать в своих законах как преступление поведение и действия, содействующие агрессии против нашей страны, финансируемые из-за рубежа, и поэтому это является преступлением. Мы за это не убиваем, мы не пытаем за это, но — да, мы за это наказываем, и наш народ требует от нас проявить энергию в деле защиты Революции, и у нас есть общественность, которая видит, как конфискуют самолеты и суда, прибывающие туда, который видит, как безнаказанно действуют во Флориде группы, которые тренируются с тяжелым оружием, чтобы напасть на нашу страну; которые в течение десятилетий занимаются убийством и террористическими акциями. Почему нам не защищаться? Я взываю здесь к нашему праву на необходимую оборону, предусмотренному в Уставе Организации Объединенных Наций, поскольку против нас ведут экономическую, политическую, пропагандистскую войну. Тот, кто содействует здесь, на Кубе, этим целям, должен знать, что совершает преступление. «Статья 7. Тот, кто с намерением добиться целей закона Хелмса—Бертона» — который, как мы уже видели, предусматривает суммы на финансирование подрывной деятельности, — «поддерживает блокаду и экономическую войну, сотрудничает любым путем с радиостанциями или телевидением, газетами, журналами или другими иностранными средствами массовой информации…» И тут мы никогда не имеем в виду иностранных журналистов, об этом говорится в самом законе, но мы знаем, что имеются в виду эти предположительные журналисты, которых финансируют, которым говорят, что они должны писать, которые требуют от Европейского союза, чтобы Кубу не принимали в Конвенцию Котону, как будто это важно для Кубы — и потом я еще скажу об этом, — как будто можно оказывать давление на Кубу, которая выдержала 40-летнюю блокаду, не поддавшись той или иной мере. И это те, кто выступает с заявлениями, кто пишет; те, кто просит осудить Кубу в Комиссии по правам человека, чем оправдывают блокаду; те, кто просил не снимать блокады, поскольку они говорят, что «условия еще не созрели»; те, кто, с другой стороны, получает деньги, чтобы делать это, и живет, причем живет хорошо, за счет этого, и потом мы это рассмотрим. Итак, были применены эти статьи Закона «О защите национальной независимости и экономики Кубы», Закона № 88 и кубинского Уголовного кодекса. С другой стороны, было представлено множество доказательств, показания экспертов и свидетелей. Например, эксперты из Центрального банка Кубы показали на одном из процессов, каким путем поступают деньги от правительства и агентств Соединенных Штатов их агентам на Кубе. Уже ясен путь грязных денег, известно, как они движутся: правительство Соединенных Штатов — агентства, служащие ширмой, неправительственные организации и группы и учреждения Соединенных Штатов, оттуда на Кубу контрабандой, под видом денежной помощи родственникам, все известно в подробностях. Это государственные деньги ЮСАИД, мы не говорим здесь о деньгах, идущих через спецслужбы, о деньгах, которые прямо вручает здесь Отдел интересов и все такое. После того как сообщил вам эти данные, мне остается рассказать сейчас о некоторых других очень интересных вещах. Главную роль в образовании, в создании этих групп, в руководстве этими группами, в финансировании этих групп, в стимулировании и защите этих групп наемников на Кубе играет правительство Соединенных Штатов. Это Отдел интересов Соединенных Штатов в Гаване, и во время судебных заседаний было доказано достаточно широко, кто создает, руководит, финансирует, стимулирует, защищает вербовку и подрывную работу их агентов на Кубе. Во имя чего это делается? В силу исполнения закона Хелмса—Бертона. «Раздел 109. Разрешение на поддержку» — говорится там — «демократических групп и групп защиты прав человека». «Посвященный этому раздел: президент уполномочивается оказывать помощь» — то есть деньги; деньги американских налогоплательщиков — «и другие виды поддержки лицам и организациям на Кубе…» Раздел 115 закона Хелмса—Бертона: «Отражение этого закона на законных действиях» — смотрите, как любопытно, — «правительства Соединенных Штатов». «Ни одно из положений настоящего закона» — то есть ничего из сказанного здесь о том, что правительство и президент должны оказывать поддержку через ЮСАИД — «не запрещает никакой деятельности по расследованию» — смотрите, какие интересные обозначения, — «юридически разрешенной защите или разведке, проводимой организацией, которой поручено заставлять выполнять законы, или разведывательной организации Соединенных Штатов». Чтобы не создавать путаницы и чтобы не думали, что сейчас единственным способом давать деньги и организовывать на Кубе, является законный путь, законодатель, сенатор Хелмс, и конгрессмен Бертон ясно заверили в тексте, что это не имеет ничего общего с другим, в любом случае нужно продолжать давать деньги, финансировать и все прочее секретным путем через разведывательные организации. Это то, что выполняется на Кубе. Они пытаются представить это как местное движение, возникшее на Кубе, «гражданское общество» — так они его именуют — на Кубе, игнорируя более 2 000 кубинских неправительственных организаций и ассоциаций, которые включают с ассоциаций шеф-поваров до женских организаций, экологических групп, центров обучения, молодежных и студенческих организаций, занимающихся самыми разнообразными вопросами общественной и экономической деятельности страны, по сути дела оскорбляя все эти организации и их десятки, сотни тысяч, а в некоторых случаях миллионы членов. Что делается здесь? Представляют как возникновение оппозиционного движения на Кубе попытку оппозиции, сфабрикованную и финансируемую из-за рубежа во исполнение закона Хелмса—Бертона.
Наконец, хочу сказать по этой теме, что прокуратура применила следующие статьи кубинского законодательства, законов, предварительно утвержденных на Кубе. Здесь никого не судят по закону, принятому после предъявления обвинения. Здесь правовое государство, здесь страна с уважающими себя институтами, которые выполняют свою работу. Была применена Статья 91 кубинского Уголовного кодекса, Закон 62 от 1987 года, который, в свою очередь, пришел из испанского Уголовного кодекса. Эта статья включена в кубинский уголовный кодекс с тех пор, когда Куба была испанской колонией, и она почти так же сформулирована в американском Уголовном кодексе. В ней говорится: «Действия против независимости или территориальной целостности государства. Лицо, совершающее действие в интересах иностранного государства с целью причинения ущерба независимости кубинского государства или целостности его территории, приговаривается к лишению свободы на срок от 10 до 20 лет или к смертной казни». Эта статья взята в таком виде из кубинского Кодекса социальной защиты, принятого в 1936 году, который, в свою очередь, идет от испанского. Ясно? Мы считаем, и прокуроры считают, и народ Кубы считает, что тот, кто получает деньги от иностранной державы, поддерживает блокаду, способствует распространению тенденциозной информации, оправдывающей блокаду, тот совершает акты на службе иностранной державы, так же, как тот, кто предоставляет информацию с тем, чтобы применялся закон Хелмса—Бертона, и потому наши законы должны служить нам для того, чтобы защититься от подобного образа действий. Раньше мы этого не делали? Это так. Мы были терпеливы, как я уже объяснял, мы были терпимы, но нас заставили защищаться. С другой стороны, были применены несколько статей Закона № 88 «О защите национальной независимости и экономики Кубы» — кубинского закона-антидота, принятого в ответ на закон Хелмса—Бертона. И Куба не была единственным государством, провозгласившим, что на его территории является преступлением сотрудничать с законом Хелмса—Бертона, подчиняться ему; Канада тоже издала такой закон. В Канаде считается преступлением сотрудничать или мириться с законом Хелмса—Бертона. Европейский союз принял Правила, и в другой группе стран, в Мексике, в Аргентине были приняты законы, наказывающие как за преступление сотрудничество с законом Хелмса—Бертона или подчинение ему. В этих странах считается преступлением выполнять закон Хелмса—Бертона, это словно закон-антидот, мера необходимой обороны от экстерриториального характера закона. Как же нам не иметь закона для защиты от этого? И такой закон был принят. Говорили, что это узники совести, что их обвинили за то, как они думают и что говорят, что я категорически отвергаю. Здесь судили за дела и поведение, обозначенные в законе как преступления, и ни в коем случае не за идеи. Битвы идей мы выигрываем идеями, как говорил Хосе Марти, и мы очень сильны в наших идеях. Мы наказываем дела и поведение. Здесь у меня статьи Закона № 88 «О защите национальной независимости и экономики»: «Статья 5.1. Тот, кто собирает информацию, могущую быть использованной для применения закона Хелмса—Бертона, блокады и экономической войны против нашего народа, закона, направленного на подрыв внутреннего порядка, дестабилизацию страны и ликвидацию социалистического государства и независимости Кубы, наказывается лишением свободы.» «Статья 6.1. Тот, кто собирает, размножает, распространяет материалы подрывного характера, поступающие от правительства Соединенных Штатов Америки, их агентств, представительств, должностных лиц или любой другой иностранной организации, чтобы поддерживать цели закона Хелмса—Бертона, блокаду и войну, наказывается …» Говорили, что их арестовали за то, что у них дома были книги Марка Твена, что у них дома были «Приключения Тома Сойера», Библия. Это обвинение оскорбляет нашу чувствительность и оскорбляет правду. Почему на Кубе не должно быть преступлением распространение пропаганды правительства Соединенных Штатов, руководств по внутренней подрывной деятельности, текстов в поддержку блокады Кубы? Почему мы не можем защищаться от самой длительной блокады, когда-либо существовавшей в истории? Почему? Наша страна имеет право в силу Устава Организации Объединенных Наций защищать свое право на самоопределение, выбирать свою систему, и имеет право квалифицировать в своих законах как преступление поведение и действия, содействующие агрессии против нашей страны, финансируемые из-за рубежа, и поэтому это является преступлением. Мы за это не убиваем, мы не пытаем за это, но — да, мы за это наказываем, и наш народ требует от нас проявить энергию в деле защиты Революции, и у нас есть общественность, которая видит, как конфискуют самолеты и суда, прибывающие туда, который видит, как безнаказанно действуют во Флориде группы, которые тренируются с тяжелым оружием, чтобы напасть на нашу страну; которые в течение десятилетий занимаются убийством и террористическими акциями. Почему нам не защищаться? Я взываю здесь к нашему праву на необходимую оборону, предусмотренному в Уставе Организации Объединенных Наций, поскольку против нас ведут экономическую, политическую, пропагандистскую войну. Тот, кто содействует здесь, на Кубе, этим целям, должен знать, что совершает преступление. «Статья 7. Тот, кто с намерением добиться целей закона Хелмса—Бертона» — который, как мы уже видели, предусматривает суммы на финансирование подрывной деятельности, — «поддерживает блокаду и экономическую войну, сотрудничает любым путем с радиостанциями или телевидением, газетами, журналами или другими иностранными средствами массовой информации…» И тут мы никогда не имеем в виду иностранных журналистов, об этом говорится в самом законе, но мы знаем, что имеются в виду эти предположительные журналисты, которых финансируют, которым говорят, что они должны писать, которые требуют от Европейского союза, чтобы Кубу не принимали в Конвенцию Котону, как будто это важно для Кубы — и потом я еще скажу об этом, — как будто можно оказывать давление на Кубу, которая выдержала 40-летнюю блокаду, не поддавшись той или иной мере. И это те, кто выступает с заявлениями, кто пишет; те, кто просит осудить Кубу в Комиссии по правам человека, чем оправдывают блокаду; те, кто просил не снимать блокады, поскольку они говорят, что «условия еще не созрели»; те, кто, с другой стороны, получает деньги, чтобы делать это, и живет, причем живет хорошо, за счет этого, и потом мы это рассмотрим. Итак, были применены эти статьи Закона «О защите национальной независимости и экономики Кубы», Закона № 88 и кубинского Уголовного кодекса. С другой стороны, было представлено множество доказательств, показания экспертов и свидетелей. Например, эксперты из Центрального банка Кубы показали на одном из процессов, каким путем поступают деньги от правительства и агентств Соединенных Штатов их агентам на Кубе. Уже ясен путь грязных денег, известно, как они движутся: правительство Соединенных Штатов — агентства, служащие ширмой, неправительственные организации и группы и учреждения Соединенных Штатов, оттуда на Кубу контрабандой, под видом денежной помощи родственникам, все известно в подробностях. Это государственные деньги ЮСАИД, мы не говорим здесь о деньгах, идущих через спецслужбы, о деньгах, которые прямо вручает здесь Отдел интересов и все такое. После того как сообщил вам эти данные, мне остается рассказать сейчас о некоторых других очень интересных вещах. Главную роль в образовании, в создании этих групп, в руководстве этими группами, в финансировании этих групп, в стимулировании и защите этих групп наемников на Кубе играет правительство Соединенных Штатов. Это Отдел интересов Соединенных Штатов в Гаване, и во время судебных заседаний было доказано достаточно широко, кто создает, руководит, финансирует, стимулирует, защищает вербовку и подрывную работу их агентов на Кубе. Во имя чего это делается? В силу исполнения закона Хелмса—Бертона. «Раздел 109. Разрешение на поддержку» — говорится там — «демократических групп и групп защиты прав человека». «Посвященный этому раздел: президент уполномочивается оказывать помощь» — то есть деньги; деньги американских налогоплательщиков — «и другие виды поддержки лицам и организациям на Кубе…» Раздел 115 закона Хелмса—Бертона: «Отражение этого закона на законных действиях» — смотрите, как любопытно, — «правительства Соединенных Штатов». «Ни одно из положений настоящего закона» — то есть ничего из сказанного здесь о том, что правительство и президент должны оказывать поддержку через ЮСАИД — «не запрещает никакой деятельности по расследованию» — смотрите, какие интересные обозначения, — «юридически разрешенной защите или разведке, проводимой организацией, которой поручено заставлять выполнять законы, или разведывательной организации Соединенных Штатов». Чтобы не создавать путаницы и чтобы не думали, что сейчас единственным способом давать деньги и организовывать на Кубе, является законный путь, законодатель, сенатор Хелмс, и конгрессмен Бертон ясно заверили в тексте, что это не имеет ничего общего с другим, в любом случае нужно продолжать давать деньги, финансировать и все прочее секретным путем через разведывательные организации. Это то, что выполняется на Кубе. Они пытаются представить это как местное движение, возникшее на Кубе, «гражданское общество» — так они его именуют — на Кубе, игнорируя более 2 000 кубинских неправительственных организаций и ассоциаций, которые включают с ассоциаций шеф-поваров до женских организаций, экологических групп, центров обучения, молодежных и студенческих организаций, занимающихся самыми разнообразными вопросами общественной и экономической деятельности страны, по сути дела оскорбляя все эти организации и их десятки, сотни тысяч, а в некоторых случаях миллионы членов. Что делается здесь? Представляют как возникновение оппозиционного движения на Кубе попытку оппозиции, сфабрикованную и финансируемую из-за рубежа во исполнение закона Хелмса—Бертона.
Мы, кто должен был защищать Революцию более 40 лет, в то время когда господин Кейсон заявляет в Майами: «Будущее кубинцев — это дело кубинцев, мы хотим, чтобы они, живущие в стране и за рубежом», — думая, как думают батистовцы, что они придут сюда с требованием вернуть им богатства, которые они украли у народа и которые Революция национализировала, — «сами договорились обо всем». Мы помним, что то же самое они говорили патриотам, боровшимся за независимость Кубы, и заявляли в резолюции конгресса, что «Куба должна быть фактически и юридически свободной», а после этого страну подвергли военной оккупации, ей навязали поправку Платта, и у нее украли ее природные ресурсы. Слушая господина Кейсона, мы вспоминаем, что теперь также говорят, что «будущее иракцев должно решаться иракцами», я представляю даже, что распоряжение нефтяными скважинами и заключение новых контрактов. Мы закалились при защите нашего суверенитета и не верим в «дорожные басни», мы знаем, что подрывная деятельность готовится извне, что они пытаются создать здесь «пятую колонну», и мы выполняем наше суверенное право на то, чтобы противостоять ей законным путем, соблюдая законы и этику, никоим образом не прибегая к методам похищений, убийств, никоим образом не создавая эскадроны смерти, никоим образом не совершая насилия над физической и моральной целостностью людей. Так вот, я сказал, что Отдел интересов Соединенных Штатов в Гаване создает группы диссидентов, организует их, и продолжаю утверждать это. Вот одна из фотографий, представленных на одном из судов. Там были представлены сотни фотографий. На этой снят господин Кейсон в момент, когда он — иностранный дипломат, аккредитованный в Гаване, — создает молодежное крыло Кубинской либеральной партии, это невероятно, основатель партии на Кубе. Чтобы иностранный гражданин создавал партию на Кубе, это мне кажется… и нет законодательства в мире, которое позволило бы иностранным гражданам создавать партии внутри страны. Тем не менее вот он здесь, заснят на память в момент, когда он создавал крыло, то есть не только партию, а теперь уже молодежное крыло, то есть смену, тех, кто попытается уничтожить Революцию в 2080 или 2091 году. Как видно, борьба будет долгой. Вот снимок их собрания, момент, когда организационный комитет — четыре человека, четыре члена этой новой группировки, создают, то есть здесь собрался пленум нового движения, ассамблея, вот они четверо, и вот элегантный господин Кейсон. Сидит за столом, на котором стоят подносы с ветчиной, стаканы, наверняка там было что-нибудь «бодрительное», для освежения. Вот он здесь. Эти группы на Кубе создает американский Отдел интересов. Я утверждаю это, и это было доказано на судебных процессах. Повторяю, что я ни в коем случае не смешиваю действия правительства, некоторых из его агентов, американского дипломата в Гаване; не смешиваю это с отношением американского народа к Кубе, я различаю это очень хорошо, никто из нас не был заражен антиамериканским вирусом, нас не воспитывали в духе ненависти и шовинизма, мы защищаем наше право на независимость и нашу родину с той же страстью, с какой испытываем солидарность со всем миром и уважение ко всем народам, включая американский народ. Здесь у меня есть другая интересная вещь: «Пропуска для свободного входа», для свободного входа в любое время дня и ночи некоторых из этих наемников в американский Отдел интересов в Гаване, стоит только его показать. Мы, кубинцы, не можем туда входить, потому что, конечно, там действуют механизмы охраны; кроме того, кубинцам с каждым разом все труднее туда входить: отпечатки пальцев, досмотр, обыск. Да, но есть некоторые, которые не проходят через это, потому что у них есть — как мы видим здесь: постоянный пропуск господина Оскара Элиаса Биссета, по которому он может проходить туда в любое время дня и ночи; постоянный пропуск господина Эктора Паласиоса. Новые ограничения, введенные Отделом безопасности родины и усилившие меры охраны официальной американской недвижимости, которые еще более затруднили прохождение через границу — это естественная реакция после террористических актов 11 сентября, — к этим лицам не относятся, они имеют там статус сотрудников. Они могут входить туда так же, как Кейсон, предъявляют пропуск и заходят. Я представляю, что через какое-то время, поскольку их там знают, им говорят: «Проходите», и они входят туда. Такова действительность. Хорошо, так как же это возможно, чтобы обычный кубинец, рядовой кубинец мог иметь неограниченный доступ, обладать официальным пропуском, подписанным главой Отдела, чтобы входить в любое время дня и ночи в любое место американского Отдела интересов в Гаване? Похоже, что это должен быть человек, обладающий полнейшим доверием, потому что у меня никогда не было ни такого пропуска, ни такой возможности. Когда я собираюсь в какое-нибудь посольство, посол знает об этом заранее, он дает разрешение тем, кто стоит в дверях, чтобы они пропустили меня; об этом даже сообщают бойцам кубинского Министерства безопасности, охраняющим здание дипломатического представительства. Здесь есть еще одна праздничная встреча (Показывает фотографию). Тут они с госпожой Вики Хаддлстон, в момент, когда все, улыбаясь, желали ей успехов в ее новой миссии в Мали, куда она отправилась работать послом; ей желают хорошей работы, хороших условий. Они разговаривали там, после окончания совещания, в присутствии некоторых других сотрудников ЮСИС. Так что нам очень хорошо известна роль Отдела интересов в создании таких групп...
Так вот, я сказал, что правительство Соединенных Штатов руководит этими группами. А теперь я говорю, что оно их финансирует. Деньги, предназначенные для этих групп, — это официальные деньги правительства Соединенных Штатов. Здесь имеется только программа американского Агентства по оказанию помощи за рубежом, ЮСАИД, только эта, я уже сказал, что они говорят, что их деньги — это меньшая часть. «Для усиления в мире солидарности с активистами на Кубе», для того, чтобы обеспечить им поездки, премии, признание, в 2002 году было ассигновано 8 099 181 доллар. Если бы американское Агентство по оказанию помощи, при нормально развивающихся отношениях с Кубой, предназначило эти деньги действительно на улучшение экономического и социального положения кубинцев, то на эти 8 миллионов Куба могла бы построить школы, оснастить поликлиники, построить жилье; однако эти деньги тратятся на подрывную деятельностью. И не то, что мы их просим, ни в коем случае, да мы в них и не нуждаемся; мы развиваем нашу страну, несмотря на навязанную ими блокаду, и наш народ это знает, и мы справляемся с трудностями. «Чтобы помогать созданию на Кубе независимых НПО» — 1 602 000 долларов; «чтобы предоставить слово независимым журналистам» — 2 027 000 долларов; «чтобы спланировать переходный период на Кубе» — 2 132 000 долларов; «чтобы проанализировать программу», ее осуществление — 335 000 долларов. Как все это делалось? Создавая группы в Соединенных Штатах, которые получают эти деньги и большую часть прикарманивают, потому что бизнес есть бизнес, а часть отправляют на Кубу этим группам. Центр для Свободной Кубы получил в 2002 году 2 300 000 долларов. Он получает информацию от групп по защите прав человека и рассылает ее, рассеивает, распределяет. Рабочая группа внутренних диссидентов получила 250 000 долларов; «Фридом Хауз» — ответственный за Программу перехода на Кубе, то есть это те, кто находится в самой стратегической точке, — там был Франк Кальсон, — 1 325 000 долларов; Институт за демократию на Кубе… Все это в Майами, кое-кто в Вашингтоне, но большинство в Майами; там всегда есть сообразительные кубинцы, которые знают, что за часть этих денег можно не отчитываться, она идет прямо на «затраты на представительство», а другую часть отсылают сюда. Международный республиканский институт — один из организаторов премий, заграничных турне, один из финансистов поездок отдельных «выдающихся» патриотов, получивших премии в разных странах… Группа поддержки диссидентов — 1 200 000 долларов. Эти деньги делятся. В общем, вот кто они. КУБАНЕТ получает сообщения и публикует их — 98 000 долларов, им снизили ассигнования. Американский центр для международной работы по солидарности — смотрите, чем эти занимаются, они работают ради того, чтобы «убедить иностранных инвесторов не вкладывать капиталы на Кубе», это заявленная ими цель деятельности их общества, — получает от американского правительства 168 575 долларов ежегодно. Деньги поступают оттуда и от спецслужб. Как они доходят сюда? Например, Франк Эрнандес Трухильо, руководитель так называемой Группы поддержки диссидентов, находящейся, естественно, в Майами, получил в 2001 году только от ЮСАИД 400 000 долларов, а в 2002 году получил 1 200 000, ему утроили сумму; это опубликовано в официальных сайтах Интернета правительства Соединенных Штатов. Что он делал с этими деньгами? Посылал на Кубу разные вещи контрабандой или с людьми, приезжавшими сюда. ...Это было изъято как часть расследования для судебного процесса, — одна из его ведомостей, в которой он объясняет, на что использовал деньги. Вот здесь стоит: компьютер, номер серии, надо же, сделано профессионально. Здесь у меня имена людей на Кубе, этих «патриотов», которые добьются перехода и борются за «демократию» на Кубе, а рядом стоит сумма, которую ему выдали и на что он должен израсходовать ее здесь. То есть, Франк там должен сказать: «Я дал ему деньги, и эти деньги предназначены на такие-то цели». Здесь указывается — это вещи, которые ввозили контрабандно, в контейнерах, в нарушение таможенных правил: Такая то — две лампы. Лампа, видеомагнитофон, видеомагнитофон, две лампы. Лампа. Специальный пакет для Армандо Вильяра. Электроплитка для Анхеля Хименеса. Телефон, телефон, телефон. Для Марты Беатрис Роке — модуль № 1. Есть несколько пакетов типа «сумки», то есть они содержат несколько вещей, и это называется модуль № 1. Ана Мария Эспиноса Эскабильо — набор кастрюль (смех), чтобы сражаться за демократию на Кубе. Лампа, телевизор, видеомагнитофон, пакет, пакет. Пакеты с продуктами и лекарствами. Ведь нужно сказать, что самая жестокая ирония работы этих групп заключалась в том, что правительство Соединенных Штатов старалось, чтобы у них были продукты питания и лекарства, чтобы потом у себя по месту жительства, используя их нехватку, используя нужду, используя то, что какому-то отцу срочно требуется лекарство, в эти годы, когда мы, несмотря на все усилия, не могли обеспечить этого, они таким путем проводили работу по вербовке, добиваясь, чтобы люди оставались их должниками, они создали некие так называемые «распределительные пункты», чтобы давать людям продукты питания и лекарства, к которым из-за американской блокады, которую они помогают поддерживать, у кубинцев нет доступа. Так вот, это ирония судьбы. Вы видите здесь: деньги, деньги, телевизор, лампы, набор из 21 горшочка — непонятно с чем, — комплект для новорожденного. Идельфонсо Идальго получил комплект для новорожденного. Мы не знаем, каким образом это связано с «борьбой за демократию» на Кубе. (Продолжение следует.)
|